XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

Часть вторая. Глава II. Береговые предприятия «&< Верфь В середине 1920-х годов как траловому флоту необходимо было иметь свою ремонтную базу в Кольском заливе, так и рыбаки-прибрежники Мурмана крайне нуждались в ремонте, а в первую очередь - в строительстве новых судов. - За последние десять лет мелкий промысловый флот побережья Се­ верного Ледовитого океана Мурманской губернии пришел в полный упадок, - сообщает Мурманский губисполком в Москву 2 декабря 1925 года. - Из 1200 штук прибрежной рыбацкой «посуды» лишь 10 % находится в удовлетворитель­ ном состоянии, остальная требует капитального ремонта или замены... Надо строить верфь в Мурманске при годовой пропускной способности в 72 ёлы, 12 ботов и ремонте существующего флота. В феврале 1926 года было принято решение «начать постройку верфи на паевых началах, организовав товарищество промыслового судостроения». Вплоть до зимы на Халдеевом мысу велись земляные работы, а тем временем в помещении бывшей прачечной мастер Александр Кучин шил, как говорят поморы, первое судно - парусно-моторную ёлу с символическим на­ званием «Начало». Этот первенец советского мурманского судостроения дли­ ной 11, а шириной чуть более 2,5 метра («золотое» соотношение 1:3 для па­ русного деревянного судна) имел одноцилиндровый шведский движок в 5 л. с. Может, кто из читателей еще застал времена, когда в наших магазинах про­ давались самые маломощные подвесные лодочные моторы «Ветерок» в 3 -5 л. с., а здесь столько же «лошадок» было у стационарного малооборотистого движка с тяжелым винтом!* Так выглядела верфь в середнне 1920-х годов * Судовые механики должны меня понять и добавить еще парочку восклицательных знаков. Примечание автора-составителя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz