XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.
XX век. СЕВРЫБА. Том I. ОТ МУРРАЙРЫБЫ К СЕВРЫБЕ (І920-І970-е годы) После досрочного освобождения стал работать в рыбной промышлен ности (вернуться в торговый флот не мог как имеющий судимость). В сен тябре 1935 года по рекомендации лагерного начальства назначен главным капитаном флота Управления прибрежного промысла треста «Мурманрыба». Рационализировал основной тип судов прибрежного промысла, так называемые «касатки». Выдвинул предложение, что для мурманских усло вий промысла нужно судно нового типа, и представил эскизы такого судна на техсовет Мурманрыбы. В 1941 году Мурманская судоверфь приступила к постройке двух мотоботов композитной конструкции по проекту Васильева. В первые дни Великой Отечественной войны вынужден был покинуть Мурманск как имеющий судимость. Переехал в Астрахань, где был назначен старшим аварийным инспектором и старшим преподавателем Астраханского рыбвтуза. В 1942 году в составе группы работников рыбной промышленности был направлен в Сибирь для освоения новых рыбопромысловых районов: инженер Таймырского госрыбтреста, затем главный инженер Игарской судо верфи. Организовал постройку 2000 рыболовных лодок поточным скорост ным методом. В апреле 1945 года, когда Н. Я. Васильев проводил авторское наблюдение над строительством в Архангельске своего проекта «касаток» в деревянном исполнении, был вызван в Москву, где на правительственном уровне решался вопрос о выборе типа рыболовного судна для быстрейшего снабжения населения рыбой. Решили серийно строить «касатку Васильева». В 1945 году Н. Я. Васильев назначается начальником Мурманской экс периментальной рыболовной базы (МЭБ), которая вскоре из состава Коль ского госрыбтреста была передана в ведение тралфлота. В годовые планы МЭБ включались опытные работы по внедрению «касатки Васильева», по совершенствованию орудий лова и апробации новых разработок и методов промысла, в частности кормового траления. В начале 1950-х годов Васильева вновь как имеющего судимость высе ляют из Мурманска (работал на Азовской, затем Петрозаводской судоверфи), и лишь после реабилитации он возвращается в Мурманскую эксперименталь ную базу, восстанавливает свои гражданские права и членство в КПСС. Однако завершить работу по внедрению своего 42-метрового «быстроходного малого» трала для кормового судна Н. Я. Васильеву в силу ряда причин не удалось. Переехав с семьей в Ленинград, Васильев продолжил работу над ру кописью «Принципы управления». Наиболее известны его книги «Парусный ботик» и «Карская экспедиция». Информация племянника Н. Я. Васильева А. В. Нижегородова (nizhegoropdov@gmail.com) .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz