XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

XX век. СЕВРЫБА. Том I. ОТ МУРРАЙРЫБЫ К СЕВРЫБЕ (І920-І970-е годы) няя мотоботы всех типов, от причалов мурманских рыбколхозов выходили на промысел 44 МРТ. - Крупным достижением стало поступление судов нового поко­ ления - рыболовных сейнеров РС-300, - пишет А. Л. Гехман. - Проект был разработан по техническому заданию областного управления МРС и Мурманрыбы проектными организациями Минрыбхоза СССР и корабе­ лами ГДР. В Бранденбурге на судоверфи было осуществлено серийное строительство этих судов. Позже РС-300 по переработанному проекту успешно строили на Астраханской судоверфи. Рыболовные сейнеры новой постройки пришли к рыбакам-колхозни- кам в 1954 году. Получить первыми такие суда оказалось нелегкой задачей, ибо новые сейнеры хотели иметь и архангельские, и карельские, и - даль­ невосточные рыбаки. Помогло участие мурманского обкома КПСС и лично первого секретаря В. А. Прокофьева Вместе нам удалось уговорить мини­ стра поставить северянам первые десять РС-300*. Океанский цельнометаллический сейнер был длиной без малого 30 метров, шириной чуть больше шести метров, осадкой почти два с половиной метра. Экипаж 15 человек, автономность плавания 14 суток. Объем трюмов 66 кубометров. На судне устанавливался главный двигатель - дизель в 300 л. с,, что позволяло развивать скорость в 10 узлов.Сейнер был вооружен мощной траловой лебедкой с электроприводом, навигационным, поисковым оборудованием, двумя вспомогательными дизель-генераторами. То есть РС-300 мог ловить рыбу не только в прибрежной зоне, но практически во всех районах Баренцева и Норвежского морей, работать тралом на глубинах до 200 метров. А при необходимости и ловить сельдь дрифтерными сетями и кошельковым неводом. Но по требованиям безопасности Минрыбхоз за­ претил новому сейнеру покидать прибрежную зону, плавание было рекомен­ довано в группе, что сильно ограничивало возможности промысла. - В бытность мою начальником областного управления МРС прои­ зошел такой случай, - продолжает рассказ Гехман. - Неожиданно для нас и вышестоящего начальства группа колхозных сейнеров оказалась в районе промысла судов тралового флота в уловистом районе у острова Шпицбер­ ген. Переход к архипелагу наших сейнеров ответственные службы «про­ моргали» - капитаны судов давали путаные сводки, неправильно указывали координаты. Мне тогда досталось очень крепко. Капитаны же объяснили свой поступок безрыбьем в прибрежной зоне и желанием доказать, что на та­ ких сейнерах можно и нужно ходить туда, где есть рыба и заработок. Но эксперимент не был одобрен, и сейнеры держали «на коротком поводке». Наши моторно-рыболовные станции области предоставили колхозам 24 РС-300. А начиная с 1956 года колхозные экипажи начали выходить в море и Атлантический океан на средних рыболовных траулерах**. * А. Л. Гехман, Причалы мои путевые. Мурманск, 2014.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz