XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.
Часть вторая. Глава I. Флоты К ственным рыбзаводам улова, что далеко не покрывало фактических расхо дов. Остальную, большую часть, затрат компенсировало государство. В годы войны, особенно в первые месяцы боевых действий на Мур- мане, роль прибрежного, мелкого флота была особенно велика. Именно кол хозный флот мог «...обеспечить для армии и флота быструю перевозку к фронту боеприпасов, снаряжения, продовольствия и т. д. Большой отряд ботов, невооруженный, подвергаясь частой бомбежке и обстрелам, герой ски выполнял поставленные перед ним армией и флотом задачи. Не боясь смерти, вчерашние незаметные рыбаки под огнем врага доставляли на пе редовые позиции все, что было необходимо для бойцов...»*. Тяжелыми для моторно-рыболовных станций были послевоенные годы. Из переданных военным морякам и армии мотоботов немногие возвра тились к мирному труду. А вернувшиеся были изношены и требовали серьез ного ремонта. Но с каждым годом картина менялась. В 1948-м колхозы уже имели в своем распоряжении 32 мотобота с двигателями 35-50 л. с. и 23 мо- тоёлы. Кстати, мотоёлы с успехом строились в 1944-1946 годы в Абрам-мыс- ских механических мастерских (впоследствии - СРЗ № 2). Вскоре Минсудпромом СССР был разработан «проект 365» принци пиально нового судна. Его строительство было поручено заводу в Петроза водске, проходившему в то время восстановление и реконструкцию после финской оккупации. То есть в условиях громадного дефицита всего в стране государство нашло средства и материальные ресурсы, чтобы решать пробле мы колхозного прибрежного лова. Новый мотобот отличался от «удлиненной касатки» размерами и мощ ностью двигателя - до 100 л. с. Первые пять судов новой серии поступили в моторно-рыболовные станции Мурмана уже в 1949 году. Но и этот этап прибрежного судостроения был пройден, назрела не обходимость качественно нового проекта. Так появился малый рыболовный траулер (МРТ) на базе деревянного корпуса так называемой «Васильевской касатки»**. Проект разработали силами КБ судоверфи и экспериментальной базы объединения «Мурманрыба». Мурманская судоверфь осуществила строительство головного судна. К 1950 году суда колхозного флота (дрифтер-боты, «удлиненные ка сатки» с двигателем 50 л. с.) были почти полностью заменены малыми рыбо ловными траулерами (МРТ) с двигателем 150 л. с. Ставные тресковые сети и крючковые снасти сменили кошельковые невода и малые тралы. Для дальнейшего пополнения флота в Териберке достроили четыре деревянных корпуса малых рыболовных траулеров. Внедрение МРТ значи тельно повысило продуктивность и расширило районы прибрежного промыс ла, дало возможность отказаться от сезонности работы. В 1954 году, вытес- * Из материалов Государственного архива Мурманской области. Обзор «Главсеврыбпрома» о работе флота и предприятий рыбной промышленности в военном 1941 г. ** Н. Я. Васильев - с 1935 года главный капитан флота Управления прибрежного промысла треста «Мурманрыба».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz