XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

XX век. СЕВРЫБА. Том I. ОТ МУРРАЙРЫБЫ К СЕВРЫБЕ (І920-І970-е годы) iH ttfr '* 160 ■в- А что же наш прибрежный флот? С организацией и укрупнением ры­ боловецких артелей, ростом судостроительного производства в Мурманске и созданием на побережье рыболовецких колхозов прибрежный рыболовный флот обретает, если можно так сказать, свое лицо. В 1930-е годы предприя­ тия, имеющие опыт деревянного судостроения, приступили к выпуску серии мотоботов для прибрежного лова. Немалую роль в этой программе сыграла Мурманская судоверфь, развернувшая строительство не только мотоботов, но и более мощных судов. Так, на смену парусно-гребным и мелким моторным судам пришла так называемая «касатка». Это было деревянное судно длиной около 16 метров и шириной 4,6 метра, на котором устанавливался двухтактный одноцилиндро­ вый двигатель мощностью 35 л. с. или 45-50-сильный дизель. Скорость хода до пяти узлов. Экипаж 6 человек. Однако эти суда, будучи шагом вперед в техническом перевооружении прибрежников, не решали всех проблем увеличения вылова рыбы. Поэтому вслед за «касатками» были запущены в серию мотоботы «удлиненная касат­ ка». Они были большего размера и осадкой до двух с половиной метров. Суд­ но двухмачтовое, с парусным вооружением. Экипаж 7 -8 человек. Мореходные качества и устройства «удлиненной касатки» расширяли промысловые возможности, позволяя добывать рыбу как ярусом, так и дриф­ терными сетями, кошельковым неводом, снюрреводом и близнецовым тра­ лом. То есть на «удлиненных касатках» можно было работать и в заливах, и в открытой прибрежной части моря. Строительство мотоботов на Мурманской судоверфи, а также в Архан­ гельске и в Ленинграде, позволило в короткие сроки перевооружить колхоз­ ный и государственный прибрежный промысел. - В тридцатых годах вслед за организацией рыболовецких колхо­ зов на побережье Баренцева и Белого морей были созданы моторно-рыбо- ловные станции (МРС), по типу машинно-тракторных станций в сельском хозяйстве , - пишет ветеран рыбной отрасли Севера Арон Липович Гехман. - Задачи МРС состояли в механизации промысла, ремонте промысловых су­ дов, увеличении интенсивности лова и в целом укреплении экономики рыбо­ ловецких хозяйств и повышении заработка колхозных рыбаков*. Строились моторно-рыболовные станции в Териберке, Умбе, в Ретин- ском, позже в Кандалакше и Дроздовке. При МРС были цеха по ремонту и строительству судов и орудий лова, склады для хранения рыбацких снастей, топливные базы, жилые и общественные здания. На курсах и в школах по подготовке кадров, общих для всего Северного бассейна, готовили колхозных судоводителей и мотористов. То есть моторно-рыболовные станции полно­ стью обеспечивали колхозы (частнособственнические хозяйства побережья уже в расчет не брались) моторными судами, всеми видами орудий лова и промснаряжения, топливом, смазочными материалами, ремонтом судов. За колхозами оставалось комплектование экипажа и сам промысел. Услуги МРС оплачивались колхозами в размере 12-15 % стоимости сданного государ- * А. Л. Гехман. Причалы мои путевые. Мурманск, 2014.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz