XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

Часть вторая. Глава I. Флоты V ние снабжения и т. п. А между тем на промысле, в связи с задержкой выхода рефрижераторов из порта, промысловые суда, набрав полный груз, ложились в дрейф в ожидании разгрузки. - В истоке всех этих неурядиц лежало негармоничное развитие под­ систем всей отрасли, - считал первый руководитель Севрыбхолодфлота Г. М. Бородулин. - При строительстве рыбных портов упускалась такая важная деталь, как обеспечение их холодильниками достаточной вмести­ мости, которые могли бы без задержки принимать доставленную в порт мороженую рыбу. А затем, по мере подхода вагонов или получения нарядов, постепенно ее отгружать...* В 1967 году экономика флота оказалась в очень сложном положении. Основной поставщик рыбного сырья для плавучих баз - среднетоннажный промысловый флот бассейна - вынужден был переключиться на новые рай­ оны и на новые объекты промысла. Вслед за СРТ плавбазы потянулись в восточные районы Баренцева моря, где были обнаружены промысловые ско­ пления полярной тресочки (сайки). Основными же районами промысла стано­ вятся Северо-Западная Атлантика (СЗА) и Центрально-Восточная Атлантика (ЦВА), где ловили сардину, ставриду, скумбрию, сардинеллу. Вопрос о необходимости разделки рыбы непосредственно на промыс­ ле особенно актуальным стал при переходе флотов на добычу рыбы в ЦВА - у побережья Африки с его высокими температурами воды и воздуха. Положе­ ние дел осложнялось и тем, что здесь суда вели лов кошельковыми неводами и брали рыбы как можно больше, чтобы выполнить план добычи. Небольшие команды рыболовных траулеров типа СРТ-р и СРТ-м, а также используемых под кошельковый лов бортовых траулеров типа «Пионер», сдавали свой улов в «круглом виде» на плавучие базы. Чтобы обработать принятую от промыс­ ловых судов рыбу, на плавбазах стали нормой непрерывные подвахты. По сути дела, надо было коренным образом перестроить производственную дея­ тельность плавбаз. А для этого требовалась новая рыбообрабатывающая техника, которой пока еще не было. Только после середины 1970-х годов на флот начнут поступать и устанавливаться на плавбазах сортировочные маши­ ны для мелкой рыбы... На мойвенных путинах судоводителям плавбаз проектов «Б-64» и «Б- 69» (типа «Даурия» и «Профессор Баранов») пришлось осваивать совершен­ но новые, еще не имевшие места в практике предыдущей работы методы и способы приемки уловов. Рыбу от ловцов принимали прямо из неводов в от­ крытом море, то есть не кошельковисты подходили к базе, а махина водоиз­ мещением 20 тысяч тонн шла на швартовку к СРТ. И благодаря этому улов, минуя борт промыслового судна, передавался по рыбонасосу прямо в бун­ кер-накопитель плавбазы. Сокращалось время передачи улова, до минимума уменьшались затраты физического труда, то есть траулеры-ловцы получали резерв времени для поиска рыбы и промысла, а также возможность работать меньшей численностью экипажа. * Бородулин Г. М. Ничего, кроме правды. Мурманск, 1994.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz