XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

XX век. СЕВРЫБА. Том I. ОТ МУРРАЙРЫБЫ К СЕВРЫБЕ (І920-І9?0-е годы; - рыбомучная установка, состоящая из двух утилизационных агрега­ тов (общая пропускная способность 100 тонн сырья в сутки), - жиротопная установка (производительность до трех тонн рыбьего жира), - цех по изготовлению консервов из тресковой печени (до 3 тыс. банок в сутки), - тузлучная станция на линии посола сельди, - два льдогенератора мощностью 20 тонн чешуйчатого льда в сутки. Экипаж на плавбазах насчитывал 250 человек. Для комплексного обслуживания промсудов лучше всего подходили рефрижераторы типа «Прибой», из которых на флоте было только одно суд­ но - «Хибинские горы». Оно принимало в два раза больше мороженой рыбы, чем другие ТР, брало значительные запасы воды и топлива, на борту имелось специальное помещение для транспортировки рыбной муки. Плюс к тому, эти крупнотоннажные рефрижераторы были более рентабельны, так как не имели балластных пробегов: на промысел везли топливо и воду, а обратно рыбопро­ дукцию. Так вот, в конце 1960-х годов Минрыбхоз СССР заказал судостроите­ лям ГДР серию ТР типа «Поляр», по тактико-техническим данным сходных с «Прибоями». Первые суда этой серии пополнили состав Севрыбхолодфлота: «Карл Либкнехт», «Роза Люксембург», «Вильгельм Пик», «Отто Гротеволь», «Матиас Тезен» и «Эрнст Тельман». Первый опыт работы так называемым «щекинским методом» на флоте был осуществлен в 1970 году на ТР «Иркутск» (капитан Ф. И. Чернявский) и «Северный ветер» (капитан П. И. Голубев), где штаты палубных команд со­ кратили на восемь, а затем, по предложению самих же экипажей, на двенад­ цать человек. При росте производительности труда увеличилась и зарплата моряков. Хотя для перегрузки мороженой рыбы в море с промысловых судов нужно было вручную (как шутили моряки - «врукопашную») буквально бегом переносить короба весом 30-33 кг от просветов грузовых люков по всему трю­ му. Флотские рационализаторы неоднократно пытались механизировать этот процесс, но безуспешно... Много позднее было принято решение использо­ вать для этого типовые аккумуляторные электропогрузчики - кары. Логическим завершением работы восточногерманских судостроителей стало возведение крупнотоннажных рефрижераторов серии «Кристалл». Эти суда обладали грузоподъемностью 20 тысяч тонн с общим объемом рефри­ жераторных трюмов около 13 тысяч кубометров. В названиях ТР использова­ лись знакомые северянам места - «Мотовский залив», «Кольский залив»... Надо сказать, что экипажи промысловых судов и транспортных реф­ рижераторов работали в море на пределе человеческих возможностей, чтобы уложиться в довольно напряженные среднесуточные нормы перегрузки рыбы. Но так было в море, на промысле. Совсем иначе обстояло дело на берегу, в порту, при обработке промысловых и транспортных судов. Здесь довольно часто случались простои. Причины тому были самые разные, но в основном - организационного характера: отсутствие рефрижераторных железнодорож­ ных вагонов, нарядов на доставленную рыбу из-за отсутствия спроса, ожида­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz