XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

XX век. СЕВРЫБА. Том I. ОТ МУРРАЙРЫБЫ К СЕВРЫБЕ (І920-І970-е годы) ский район. В Шалу, на восточный берег Онежского озера, перебазировался и Наркомат рыбной промышленности республики. Но с наступлением зимы все мотоботы направились в Белое море. Так в Беломорске и оказался практи­ чески весь карельский флот. Со временем там открылись курсы по обучению будущих мотористов, судоводителей, сетевязов... - С момента образования предприятия ры­ баки ББГЛ являлись инициаторами почти всех на­ чинаний промысловиков Северного бассейна, - пи­ шет ветеран флота и автор ряда книг о карельских рыбаках Владимир Бабуро. - Суда ББГЛ в 1965 году первыми из среднетоннажных траулеров пересек­ ли Атлантический океан и повели промысел у бе­ регов Америки, а в 1970 году первыми освоили лов рыбы кошельковыми неводами у берегов Африки*. В 1964 году в состав ББГЛ влился Беломор­ ский рыбокомбинат, положивший начало созданию собственной перерабатывающей базы на берегу. В краткие сроки в Беломорском порту были постро­ ены холодильник на 500 тонн, линия по переработке соленой рыбы. Приобрели две плавучие судоремонтные мастерские, разме­ стив их в Мурманске. То есть ББГЛ создало первую на Северном бассейне собственную судоремонтную базу, где без задержек проводился межрейсо- вый ремонт судов. В 1977 году в состав ББГЛ влилась Беломорская судовер­ фь. Создано было также крепкое сетеснастное хозяйство. Основу предприятия составлял флот, где вскоре появились и свои «десятитысячники». Новыми судами флот пополнялся постепенно, не было такого стремительного наращивания его численности, как в Мурмансельди. Так, в 1952 году на промысле работало 18 СРТ ББГЛ, в 1954 году - 24 и так далее. Этот темп позволял руководству флота более спокойно решать мно­ гочисленные проблемы, и такой темп пополнения судами поддерживался до­ вольно долго. Например, в 1974 году в ББГЛ было 47 добывающих судов типа СРТ, СРТ-р «Бологое», СРТ-м и СРТ-мк. - Флот Беломорской базы оставался среднетоннажным, преимуще­ ственно кошельковым, до пополнения его морозильными судами с кормовым тралением типа «Омуль» постройки ГДР, - вспоминает руководитель ВРПО «Севрыба» М. И. Каргин. - Сравнительно небольшая численность флота позволяла создать в коллективе более мягкие условия общения. Здесь на­ шли свое место некоторые командиры из Мурмансельди, тралового и тор­ гового флотов. Первое время, пока флот не набрал еще силу, руководители сельдя­ ных экспедиций управления «Мурмансельдь» часто не считались с потреб­ ностями экипажей своих коллег из ББГЛ, ведь все плавбазы были сосредо- * В. Е. Бабуро. Право на легенду (Мурманск, 2001).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz