XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

XX век. СЕВРЫБА. Том I. ОТ МУРРАЙРЫБЫ К СЕВРЫБЕ (І920-І970-е годы) мастерству моряков. И все же, несмотря на механизацию, труд рыбаков дриф­ терного лова оставался крайне тяжелым. - Перед новым годом наш СРТ вышел в рейс, - вспоминает матрос палубной команды логгера, а впоследствии руководитель Ленрыбпрома и президент ВРПО «Запрыба» В. С. Орлов. - Могу сказать только одно: си­ ленок у меня в то время было немного. А это был адский труд. Экипаж 27 человек. Мечем сети по километру каждая сеть 25 метров, и на нее иногда идет 500-600 килограммов, а иногда и до тонны селедки. Надо трясти. Я стоял на верхней подборе. Тогда у нас уже сетевыборочная машина была, так что вытаскивали не руками, а вот сететряски нет. Это удивитель­ ная была школа мужества. Не могу сказать, что я втихаря плакал, но мне было стыдно, что я такой слабый и бессильный... В носовом кубрике три каюты. Слева, справа и прямо. В каждой каю­ те находилось по 4 моряка: два сверху два снизу. И стояла небольшая элек­ трическая грелка. И у каждого были портянки, полуболотные сапоги, ро- кон-буксы. Здесь все это сушилось... Утром приходили столовые команды. И меня там научили такому способу поддерживать свои силы: в большую кружку выливаешь банку сгущенного молока и кладешь примерно 100 грам­ мов сливочного масла. Все это ложкой разбалтывалось и с белым хлебом, а тогда на судах пекли белый хлеб, выпивалось и сверху заливалось пол- литром крепкого горячего чая. Это был завтрак. А обед... Если большой улов и трясли сети, то в рокон-буксах приходили на корму, а там как раз была дверь из камбуза. В миску повар наливал первое, а ты стоял там же, ел, потом в ту же миску он тебе накладывал второе. Третье, компот или кисель - его пили из кружки. И вновь за работу. Полный груз у логгера 70 тонн. Каждую бочку-сельдянку нужно было бондарить - у каждой отбить дно (а они были закупорены с обеих сторон), одним ударом молотка сбить обруч и очень аккуратно вытащить доныш­ ко. Потом рыбмастер вместе с помощником засыпали в бочку селедку, пе­ ресыпанную солью, и ее нужно было забондарить обратно... В тонне было 11 таких бочек. Вот и считайте: 770 бочек нужно было спустить в трюм. А мы в Атлантике, логгер качает. Но нужно бочку поставить «на попа», чтобы тебя не придавило... Набирали 70 тонн и шли к плавбазе. Там раз­ гружали, храпцами такими, скобами по 6 -7 бочек брали, потом грузили пу­ стую тару в металлических сетках - и вновь на промысел... * Впрочем, не только палубная, но и машинная команда СРТ работала весьма напряженно. - Вспоминаю свой первый траулер «Хатанга», где я пошел в море мотористом на промысел сельди, - пишет гендиректор Союза рыбопро­ мышленников Севера В. Ф. Никитин. - Мало того, что утром на вахте третьего штурмана и моториста шла основная выборка сетей, когда за вахту приходилось давать до 500 реверсов главного двигателя , так еще и после вахты шли на подвахту. Обычно нас ставили на засолку рыбы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz