XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.
Часть вторая. Глава I. Флоты - Запорно-поисковое управление с основными производственными звеньями «запорная станция», «поисковый бот» и «такелажно-сетная мастер ская»; - Управление береговой рыбообработки с подчинением ему баз: Сай да-губа, Териберка, Полярное, Умба, Гаврилово, Порт-Владимир, Поной, Цып-Наволок, Рында и мелких приемообрабатывающих пунктов и приемо транспортного флота (все базы находились на полном хозрасчете). То есть, как видим, власти организационно вполне подготовились к предстоящей сельдяной путине, а в ноябре, с подходом сельди в губы, на побережье Баренцева моря были отгружены десятки тысяч бочек, несколько вагонов с различным оборудованием пришли из Ленинграда. Из Беломорска на два месяца для оказания помощи мурманским рыбакам приехали 50 бон дарей. Ожидания оправдались: как в 1933-м, так и в 1934 году в заливы и губы Мурмана в огромном количестве зашла сельдь. Траулеры МТФ снимались с промысла под перевозку сельди в порт. В 1934 году в губах Мурманского по бережья было добыто 900 тыс. центнеров, а в 1935-м - 975 тыс. центнеров сельди. Это почти половина всей добытой в СССР сельди в те годы. Общий улов рыбы с 1930 года возрос почти в 4 раза, а добыча сельди - в 91! Весной 1935 года «за большевистскую работу в тяжелых условиях Севера, за выдающиеся успехи в деле превращения Мурманска в мощную рыбную базу и первую сельдяную базу Советского Союза, за перевыполне ние государственного плана лова рыбы за последние два года»* группа ра ботников рыбной промышленности была награждена орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. В их числе: управляющий трестом «Мурман рыба» М. С. Светов, начальник тралфлота И. Б. Богачев, а среди капитанов- Г. П. Корольков, ставший впоследствии лауреатом Госпремии СССР и зам. начальника Морзверрыбпрома. Но вскоре эйфория от четырехлетних полновесных уловов, когда в пе рекрытых сетями бухтах сельдь черпали сачками «по потребности», а основ ная масса оставшейся в заливах и погибшей рыбы метровым слоем устилала морское дно, - эйфория закончилась. В 1936 году сельдь к берегам Кольского полуострова не подошла. Для организации поисковой работы были выделены лучшие суда тралфлота с самыми умелыми капитанами. Но сельди не было. Не было ее и в 1937 году. В январе 1938 года Наркомат снабжения СССР потребовал организовать лов сельди в Баренцевом море и создал при тресте «Мурманрыба» промысловую разведку. За принятыми решениями сразу же последовали конкретные дела: в том же январе 1938 года восемь дизельных тральщиков МТФ были выделены на лов сельди в открытом море. В конце года при промразведке из двух гидросамолетов и одной амфибии организова ли авиазвено. Был начат и успешно освоен дрифтерный промысел сельди в открытом море. Провели эксперименты по спаренному лову сельди пелагиче ским тралом двумя тральщиками. * И. Ф. Нецветаев. Этапы развития рыбной промышленности Севера. Ротапринтное издание 1992 года, Мурманск.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz