XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

В годы Великой Отечественной войны приказом наркомата рыбной промышленности флот перебазировался в Архангельск, куда морем и по же­ лезной дороге эвакуировалось из Мурманска флотское береговое имущество, запасы сырья, станки, оборудование. Вскоре в город на Двине переехало управление Мурманского тралового флота. Многие рыболовные траулеры и транспортные суда вошли в состав Северного флота и после переоборудования стали боевыми кораблями ВМФ. Как правило, их командирами назначались капитаны тралфлота, командира­ ми корабельных боевых частей - старшие штурманы и старшие механики. Во фронтовом море продолжали промысел суда Мурманской базы военизиро­ ванного тралового флота. Более тридцати траулеров не вернулись в 1941- 1944 годы из боевых походов и промысловых рейсов. Это почти половина того количества судов, которым располагал тралфлот перед войной. В 1948 году, третий раз в своей истории, был воссоздан Архангель­ ский траловый флот: распоряжением Совета Министров СССР и приказом Министерства рыбной промышленности западных районов СССР на принци­ пах хозрасчета в системе треста «Севрыба» было образовано Архангельское управление тралового флота, которому передали 12* траулеров, в основном второй серии отечественной постройки. При этом первые годы в зимнее вре­ мя суда АТФ базировались в Мурманске. С созданием береговой инфраструктуры Архтралфлот начал попол­ няться новыми траулерами шведской постройки. Первым в 1951 году стал РТ-70 «Дельфин»**. Флот быстро рос и к 1955 году насчитывал до 39 единиц, а через два года - 45 кораблей, в 1960 году флот имел уже 49 бортовых трау­ леров, которые добыли 89,1 тыс. тонн рыбы. Расширялась структура берего­ вых предприятий, обслуживающих флот, строились цеха судоремонтной базы СРЗ-1 и рыбоперерабатывающего комбината. В дальнейшем (с 1964 года) флот пополнялся новыми, более мощными большими рыболовными трауле­ рами. БМРТ вышли в новые районы промысла Северо-Западной Атлантики. Работая у ледового Лабрадора и Гренландии, они успешно освоили лов тре­ ски и палтуса***. В год 50-летия флота (1970) годовой вылов превысил 202 тысячи тонн. В последующий период количество судов АТФ, включая портовый вспомогательный флот, достигло 100 вымпелов, а численность работающих- 6,5 тысячи человек. В 1973 году на флот начали поступать среднетоннажные траулеры кормового траления типа «ПСТ». Эти посольно-свежьевые суда для донных видов рыбы Баренцева и Норвежского морей пришли на смену старым паро­ вым бортовичкам, отслужившим свой срок. За десять лет Архтралфлот полу­ чил 28 ПСТ. Можно сказать, что к концу 1970-х годов АТФ достиг пика своего развития. Часть вторая. Глава I. Флоты V * По некоторым данным, 14. ** Позже траулер был переименован в РТ-70 «Соломбала». *** В. П. Лупачев. Архангельский траловый флот. Двухтомник. Архангельск: Лоция, 2020.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz