Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 2 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».
91 «тянул» на 2,5 миллиарда, а ремонт объектов социальной сферы и жилья, без которого горадминистрация отказывалась брать их на свой баланс, требовал не менее 20 миллиар дов рублей. Составлялись новые бизнес-планы, один лучше другого. Менялась тарифная политика в оплате отстоя судов у причалов. Не менее важной задачей было искоренение теневых поборов, которыми докеры облагали все без исключения рыбопромышленные фирмы. Говорилось в открытую, что, не получив «в лапу» 50 тысяч рублей наличкой за каждую тонну рыбы, бригады, как правило, саботировали выгрузку. Под любыми предло гами: кран сломан, сели аккумуляторы у погрузчика, есть срочная работа и т.п. С этим рэ кетом надо было кончать. Рассматривали положение дел в порту и на совете директоров АО «Севрыба». Но что мог совет порекомендовать руководителям морского транспортного узла? Первым с присущей ему прямотой заявил об этом генеральный директор Мурманского тралфлота Юрий Прутков: «Зачем я сюда пришел? Подписать ходатайство? Я готов. Обсуждаем беды наших предприятий? Мы их и так прекрасно знаем, тем более что у всех нас то же самое. На мой взгляд, то, о чем мы сегодня говорим, должно быть целостной программой бас сейна». Председатель совета директоров «Севрыбы» гендиректор АО «Мурманская судо верфь» Владимир Храпов ответил: «Такую программу можно было успешно реализовать, если бы мы были вместе. А мы разрозненны». - Шли мы, шли к суверенитету, полнейшей независимости и по вертикали, и по го ризонтали, а пришли к печальному выводу: выжить поодиночке весьма проблематично, - напишет в своем комментарии к заседанию совета директоров Инна Березюк. - Бассейн долгими десятилетиями строился именно комплексом, а не идеологическим содружест вом. Да, подчинялись приказам сверху, да, они, приказы, были далеко не всегда умными с точки зрения экономики. Но Северный бассейн, повторюсь, был комплексом, где каж дый руководитель зависел от успешной работы коллектива партнера. Разбежались. На создавали свои службы (сколько лишних, ненужных конкретному предприятию затрат!), свои плавмастерские, свои сетевязальные цеха, свой . В общем, все свое. Может быть, все было бы иначе в стране, давно окрепшей в капиталистическом способе производства, с четко очерченными законами. Чтобы те законы защищали, а не душили отечественное производство. Да и «нутро» наших руководителей нельзя переме нить в одночасье. Ну не может тот же Храпов вышвырнуть за ворота судоверфи свыше пя тисот работниц, в услугах которых сегодня предприятие не нуждается. Там, на Западе, ни у кого бы рука не дрогнула это сделать, а очень многим нашим «генералам» это кажется немыслимым: жалко людей, их детей. Но это - частность. Главное же в том, что сегодня предприятия получили полную свободу умирать поодиночке. Апелляция к совету дирек торов - пустое дело. Об объединении поговаривают уже не первый год. Но сладость собственного все властия заглушает боль одиночества. Да, тяжело. Но пойти в подчинение? О, нет! Да и на каком фундаменте теперь объединяться? Ясно, что краеугольным камнем должна быть собственность, финансы. То есть именно та структура, которую в свое время предлагала «Севрыба»: финансово-промышленная группа, в подчинение которой будут переданы лишь эффективно работающие основные фонды - лучшие суда, «пользующиеся спросом»* цеха судоверфи и т. п. Да? Отдать новые суда, а самому остаться со старыми долгами? Правильно рассуждает журналист. Ведь почему стали несостоятельными рыбный порт, судоверфь, рыбокомбинат? Да потому что корабли с рыбой перестали швартоваться у мурманских причалов, потому что партнерам тех же портовиков по рыбоперерабаты* Вместо мостов возводим стены, «РМ» от 4 октября 1996 года. РЫБНЫЙ МУРМАН в кавычках и без, ТОМ 2. © В.С.Георги. 2009
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz