Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 2 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».
79 Никитенко. Поначалу хлеб, выпеченный под его руководством, пользовался большим спросом у работников предприятий, расположенных на территории второго района рыб ного порта. Готовились поставлять свою продукцию и на прилавки городских магази- *** нов. А что делать? В «Севрыбтехцентре» из 700 творческих работников к тому времени осталось 170, да и тем работы практически нет. Нет, потому что заводы бывшего рыбо комбината стоят, а рыба, если и перерабатывается, то в основном на мини-фабриках раз личных ИЧП (индивидуальных частных предприятий). Как? Поставят в гараже два стола, на которых эту рыбу и шкерят, и по банкам распихивают. Раньше конструктору, чтобы сдать проект по санитарии, «море крови» пролить надо было. А нынче владельцу этого «заво дика» проекты ни к чему. Да и дешевой рабочей силы хоть отбавляй. Зачем тратиться на машины, если можно людей со шкерочными ножами набрать. Хотя бы тех же безработ- **** ных конструкторов из «Севрыбтехцентра». Завод-мечта Ну а как жил-поживал опытный машиностроительный завод, этот завод-мечта на ших конструкторов и инженеров, сумевших-таки перед самым «началом конца» совет ской экономики воплотить свою мечту в бетон и металл? Осенью 1994-го года Володя Ки- кинов писал: - Когда три с лишним года назад я рассказывал о торжественном открытии в Мур манске нового опытного машиностроительного завода (МОМЗ), у меня, конечно, и в мыс лях не было, что он, как и вся наша экономика, будет переживать такие нелегкие времена, как ныне. Не скрою, и тогда уже в промышленности заметны были симптомы зарождаю щейся депрессии, но все же, быть может, под впечатлением праздничности момента ду малось, что новорожденное предприятие, продукцию которого так ждали рыбаки, сумеет преодолеть эти трудности. К сожалению, этого не произошло. И завод, хотя и стал сего дня, как многие бывшие госпредприятия, акционерным обществом, живет крайне тяжело. Планировалось тогда освоить выпуск рыборазделочных линий, притом на мировом уров не, для судов промыслового флота, различного оборудования по изготовлению продук ции для береговых рыбоперерабатывающих предприятий. Нынче на заводе вспоминают об этом с горечью. Почему же не сбылись надежды, с которыми связывали свое будущее машиностроители? С этого вопроса началась наша беседа с генеральным директором АО МОМЗ Валерием Сергеевичем Погореловым. - Когда завод строился, он был ориентирован на выпуск продукции для флотов «Севрыбы», для обеспечения рыболовецких судов специальной техникой, проекты кото рой должно было разрабатывать НПО «Севтехрыбпром». Но все это кануло, образно го воря, в Лету. Из всего, что было разработано, ни одна конструкция не пошла в серию. Мы изготовили небольшое количество машин двух типов и после этого прекратили их выпуск в связи с отсутствием спроса. Оказалось, никому ничего не понадобилось. По мелочам делали нестандартное оборудование, затем практически полностью перешли на выпуск запчастей и ремонт технологического оборудования на судах, а сейчас ремонтируем и другое различное оборудование. Чтобы не протянуть, как говорится, ноги. Численность работающих у нас сегодня всего лишь 90 человек вместе со мной. Даже по этому показа телю мы не вышли на проектную мощность, не говоря уже об объемах производства. ** Из инженеров - в пекари, «РМ» от 13 января 1995 года. **** Что день грядущий нам готовит? «РМ» от 6 мая 1997 года. РЫБНЫЙ МУРМАН в кавычках и без, ТОМ 2. © В.С.Георги. 2009
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz