Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 2 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

79 Никитенко. Поначалу хлеб, выпеченный под его руководством, пользовался большим спросом у работников предприятий, расположенных на территории второго района рыб­ ного порта. Готовились поставлять свою продукцию и на прилавки городских магази- *** нов. А что делать? В «Севрыбтехцентре» из 700 творческих работников к тому времени осталось 170, да и тем работы практически нет. Нет, потому что заводы бывшего рыбо­ комбината стоят, а рыба, если и перерабатывается, то в основном на мини-фабриках раз­ личных ИЧП (индивидуальных частных предприятий). Как? Поставят в гараже два стола, на которых эту рыбу и шкерят, и по банкам распихивают. Раньше конструктору, чтобы сдать проект по санитарии, «море крови» пролить надо было. А нынче владельцу этого «заво­ дика» проекты ни к чему. Да и дешевой рабочей силы хоть отбавляй. Зачем тратиться на машины, если можно людей со шкерочными ножами набрать. Хотя бы тех же безработ- **** ных конструкторов из «Севрыбтехцентра». Завод-мечта Ну а как жил-поживал опытный машиностроительный завод, этот завод-мечта на­ ших конструкторов и инженеров, сумевших-таки перед самым «началом конца» совет­ ской экономики воплотить свою мечту в бетон и металл? Осенью 1994-го года Володя Ки- кинов писал: - Когда три с лишним года назад я рассказывал о торжественном открытии в Мур­ манске нового опытного машиностроительного завода (МОМЗ), у меня, конечно, и в мыс­ лях не было, что он, как и вся наша экономика, будет переживать такие нелегкие времена, как ныне. Не скрою, и тогда уже в промышленности заметны были симптомы зарождаю­ щейся депрессии, но все же, быть может, под впечатлением праздничности момента ду­ малось, что новорожденное предприятие, продукцию которого так ждали рыбаки, сумеет преодолеть эти трудности. К сожалению, этого не произошло. И завод, хотя и стал сего­ дня, как многие бывшие госпредприятия, акционерным обществом, живет крайне тяжело. Планировалось тогда освоить выпуск рыборазделочных линий, притом на мировом уров­ не, для судов промыслового флота, различного оборудования по изготовлению продук­ ции для береговых рыбоперерабатывающих предприятий. Нынче на заводе вспоминают об этом с горечью. Почему же не сбылись надежды, с которыми связывали свое будущее машиностроители? С этого вопроса началась наша беседа с генеральным директором АО МОМЗ Валерием Сергеевичем Погореловым. - Когда завод строился, он был ориентирован на выпуск продукции для флотов «Севрыбы», для обеспечения рыболовецких судов специальной техникой, проекты кото­ рой должно было разрабатывать НПО «Севтехрыбпром». Но все это кануло, образно го­ воря, в Лету. Из всего, что было разработано, ни одна конструкция не пошла в серию. Мы изготовили небольшое количество машин двух типов и после этого прекратили их выпуск в связи с отсутствием спроса. Оказалось, никому ничего не понадобилось. По мелочам делали нестандартное оборудование, затем практически полностью перешли на выпуск запчастей и ремонт технологического оборудования на судах, а сейчас ремонтируем и другое различное оборудование. Чтобы не протянуть, как говорится, ноги. Численность работающих у нас сегодня всего лишь 90 человек вместе со мной. Даже по этому показа­ телю мы не вышли на проектную мощность, не говоря уже об объемах производства. ** Из инженеров - в пекари, «РМ» от 13 января 1995 года. **** Что день грядущий нам готовит? «РМ» от 6 мая 1997 года. РЫБНЫЙ МУРМАН в кавычках и без, ТОМ 2. © В.С.Георги. 2009

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz