Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 2 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

449 Можно до бесконечности оправдывать все наши поступки объективными, казалось бы независящими от нас обстоятельствами. Но все равно остаются вопросы. Давайте взглянем на ситуацию с позиций рядового моряка. Для него главное - по заслугам полу­ чить то, что он заработал. Но ему не платят. По три, четыре, пять месяцев. Значит, работ­ ник дает директору своего предприятия кредит. Бесплатный. Квоту флотоводец тоже по­ лучает бесплатно, при этом отдав городу всю социальную инфраструктуру - детсады, до­ ма культуры, пансионаты и т. д. И все они, как и моряк - нищие. Так где же деньги, госпо­ да? Если просто арифметически посчитать, сколько выловлено трески и пикши в Баренце­ вом море хотя бы с 1989 по 1995 годы, когда промысловая обстановка была, как говорит­ ся, «по потребности», то есть брали сколько могли обработать траулеры, - и умножить улов на низкие норвежские цены, то результат получится удивительный: в мурманском порту давно должны были бы стоять золотые цеха и причалы. А там царит запустение. Почему? Извините, но я не верю, что ради сохранения рабочих мест и крупнотоннажного флота тот же тралфлот работал себе в убыток у берегов Африки или Южной Америки. И деньги уходили на поддержание этого бесперспективного и нерентабельного промысла. Или налоговые службы выгребали из флотской кассы все под чистую. Вспомним о «Ка- релрыбфлоте», который в середине 1990-х годов сумел построить в Богом забытом Бело­ морске производственный рай. Да, деньги забирали с флота, но ведь вкладывали их в ка­ питальное строительство, в основные фонды, а не растаскивали по карманам. О том, как распорядились карелы своими заводами и холодильниками и на какие деньги выбира­ лась в Петрозаводске власть - другой вопрос, нас это в данном случае не касается. Да, у карельских господ-товарищей не было мучительного выбора между долгом и совестью, у них не болела душа за плавсостав, потому что их домом был берег, куда и вкладывались полученные от промысла средства. Они смогли жестко и резко очертить границы, изна­ чально поделив работников «Карелрыбфлота» на наемных рабочих и тех, ради благопо­ лучия кого трудятся мурманчане - своих земляков. Так почему же в Мурманске, имея в десятки раз больше средств и возможностей, мы не построили ничего, чем можно было бы сейчас гордиться? Может, действительно надо было все квоты на вылов отдать облас­ ти, а региональному комитету по рыболовству полностью подмять под себя рыбный Мурман, забрать перспективный флот и взять пример с карельских властей? И не строить из себя мучеников, и не вспоминать о былой рыбацкой славе, и не слушать нищих пен­ сионеров, доживающих свой век за Полярным кругом. Кто бы помог ответить на этот и многие другие вопросы? Но оставим эмоции в стороне. Если все нищие - и моряк, и работник берегового соцкультбыта, и само предприятие, то, значит, его руководители плохо работают и это предприятие подлежит банкротству. Кто должен был банкротить «Мурманрыбпром», «Севрыбхолодфлот», тралфлот и так далее? Местные власти. Согласно закону о банкрот­ стве. Кому были нужны эти монстры, если нечем платить морякам, если нет денег на от­ числения в бюджет, на налоги? Корабли продаются, люди выбрасываются за ворота, ин­ фраструктура отодвинута в сторону - а все равно нет средств. Эти проблемы - прямой вы­ зов местной власти. Если она считает, что в городе и области должна развиваться рыбная промышленность, то нужна программа для ее оздоровления. Если же хочешь отрасль провалить, то нет ничего проще: продали квоты, а там, господа рыбопромышленники, ку­ выркайтесь как хотите. - Мы должны любым путем сохранить флот, - как зомби повторяют друг за другом Леванов, Прутков и иже с ними. А зачем, если и флот, и берег, и моряк со своей семьей все равно остаются нищими? Чтобы продлить их агонию? Зачем нам строить новые, су­ пердорогие суда за границей, куда протоптал дорожку Тишков, если мы все равно не уви­ дим той рыбы, которую поймают эти суда? Да и нужна ли вообще отечественному рынку РЫБНЫЙ МУРМАН в кавычках и без, ТОМ 2. © В.С.Георги. 2009

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz