Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 2 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

445 Переход на новую структуру управления предполагалось провести в три этапа. Первый предусматривал создание объединенного флота на базе соединения четырех флотов - тралового, «Мурманрыбпрома», «Севрыбхолодфлота» и «Севрыбпромразвед- ки». На втором этапе объединенный флот сливался с рыбокомбинатом и фабрикой ору­ дий лова. На третьем этапе, к 1990-му году, должен был произойти переход на программ­ но-целевые принципы управления, объединение взаимосвязанных производственных процессов в единый комплекс, работающий на конечный результат. В то же время пред­ приятия Северного бассейна раздирали внешние экономические противоречия. Слышны стали даже рассуждения о том, что, получив самостоятельность, предприятия ВРПО во­ обще могут выйти из объединения. Мол, мы теперь о своей выгоде должны думать, а не на дядю работать, с кем выгоднее, с тем и будет сделки заключать. Жизнь, точнее - мос­ ковское начальство все расставило по полочкам, издав приказ по Министерству рыбного хозяйства СССР о создании с 1 декабря 1988 года в непосредственном подчинении Мин- рыбхоза Северного бассейнового производственного рыбохозяйственного объединения \ БПО «Севрыба»\. Новая структура создавалась на базе упраздняемых «Севрыбхолодфло­ та», «Севрыбсбыта», управления материально-технического снабжения и транспортно­ складской конторы. Все было выполнено в лучших традициях командно­ административной системы. Без учета специфики регионов под одну гребенку были при­ чесаны все рыбопромысловые бассейны страны. Ведь так намного удобнее управлять. Просто и сердито. С принятием закона о государственном предприятии в стране де-юре поменялся экономический механизм, а де-факто ничего не произошло. Потому что в самих произ­ водственных отношениях ничего не изменилось. Ни одно предприятие Северного бассей­ на не было автономно в своих действиях. Хотя «статусно» каждое являлось самостоятель­ ной единицей. Но производственная деятельность этой «единицы» полностью зависела от работы соседних предприятий. Оптового рынка не было. И в подобном подвешенном состоянии рыбный Мурман просуществовал несколько лет - и под ВРПО, и под БПО «Сев- рыба». Ни та, ни другая структура не могла снять основных противоречий переходного этапа развития страны. Государственный заказ по выпуску пищевой рыбной продукции в 1988 году выпол­ нен не был. В целом Северным бассейном не дополучена прибыль в 110 миллионов руб­ лей против плана. Причина - в несовершенстве существующей производственной струк­ туры и в целом системы управления. Каждый флот внутри себя был ограничен, с трудом выбирая расписанную квоту. Рыбаки не могли выйти за рамки своих возможностей, повы­ сить эффективность работы. Это заставляло флотоводцев переходить в режим жесточай­ шей экономии. Именно в 1989 году рыбодобывающие предприятия отказались от финан­ сирования работ по судам оперативной разведки НПО «Севрыбпоиск». Поисковики в свою очередь перевели свои суда в промысловый вариант, что не замедлило отразиться на качестве краткосрочных прогнозов. Не стало бывшей партийно-советской взаимовы­ ручки в рамках делового партнерства и между морем и берегом. С набирающей обороты перестройкой все чаще работа шла на принципах взаимного игнорирования. «Крайними» во всей этой ситуации оказались управленцы из «Севрыбы». Пошел «накат» непосредст­ венно на руководителя бассейнового объединения. - Требование всех моряков промыслового флота одно - ликвидировать БПО, а конференция трудового коллектива объединения должна дать отставку М.И.Каргину вме­ сте с его командно-административным аппаратом, как не сумевшему в течение длитель­ ного времени вывести Северный бассейн из застоя, решить социальные и экономические задачи коллективов. РЫБНЫЙ МУРМАН в кавычках и без, ТОМ 2. © В.С.Георги. 2009

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz