Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 2 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

434 6. ВЛАСТЬ И БИЗНЕС Приватизация в области Если говорить о рычагах влияния власти на бизнес, то при советской власти все бы­ ло намного проще: есть облплан и плановая комиссия, которые имеют у себя под нача­ лом финансовые и материальные ресурсы и право распоряжаться ими. Номинально они же несут ответственность за эффективное использование финансами и ресурсами. В конце 1990-х годов вместо этих двух организаций в областной администрации был создан коми­ тет по экономической политике, в задачи которому входило содействовать губернатору и правительству в разработке экономической политики через прогнозирование социально­ экономического развития, разработку целевых программ развития отраслей региона. В процессе приватизации в Мурманской области в ведение корпоративных групп и частных лиц была передана основная доля общественной собственности. 92 процента валового регионального продукта производилось на частных предприятиях Кольского полуострова. Возможность власти влиять на деятельность частных субъектов хозяйствования была ог­ раничена рамками правового поля. Но ведь надо контролировать процессы экономиче­ ского развития предприятий области. Как? Прогнозирование? Конечно же, были и другие рычаги воздействия. Если предприятия входили в крупные финансово-промышленные группы, то приходилось преодолевать двойное сопротивление - и руководства этих объ­ единений, и руководителей самих предприятий. Во всяком случае, к концу ХХ века на территории области не было ни одного крупного предприятия, которое бы строило свою социально-экономическую политику в противовес интересам региона, администрации области, губернатора. Рассуждая о власти и бизнесе, об их взаимопроникновении, не лишним будет вспомнить, как, если говорить языком цифр, прошла приватизация в области. В соответст­ вии с Указом Президента от 17 декабря 1993 года продавцом государственных и муници­ пальных предприятий, а также других объектов госсобственности являлись региональные фонды имущества. С 1992 по 1997 годы доходы от приватизации в целом по области со­ ставили 35039 млн. рублей. Из них было перечислено в федеральный бюджет 12825 млн. рублей, а в областной - 21013 миллионов, что в пересчете на твердую валюту по ценам конца 1997 года равнялось примерно 3,5 млн. долларов. Да-да, уважаемый читатель, за продажу 93 процентов государственных предприятий Мурманской области в областную казну на протяжении пяти лет поступило три с половиной миллиона долларов США. Даже если эту сумму увеличить вдвое, втрое, пересчитывая рубли на доллары постепенно, по нарастающей девальвации российских денег, то все равно конечный результат мизер­ ный. Этих долларов не хватит, чтобы построить один современный траулер. Вышеприведенные цифры взяты из интервью с бывшим депутатом Мурманской * областной Думы В. В. Ладаном. Отвечая на вопросы собкора «Рыбного Мурмана» по Ки- ровску и Апатитам, Виктор Васильевич сказал: - Быстрый количественный рост приватизированных предприятий в Мурманской области не дал положительных качественных результатов (кстати, в целом по стране про­ цент ставших негосударственными предприятий оставил 80 процентов, а не 93, как у нас). * ЛАДАН Виктор Васильевичем, депутат первой Мурманской областной Думы (из­ бран в декабре 1995 года). Родился в 1956 году в Пермской области, русский. Образование среднее специальное. Работал в тресте «Апатитстрой». На момент избрания - заместитель главного врача детской поликлиники в Апатитах. В Думе возглавлял постоянную комис­ сию по вопросам экологии, природопользования и хозяйственной деятельности. Член об­ ластного комитета Компартии России. РЫБНЫЙ МУРМАН в кавычках и без, ТОМ 2. © В.С.Георги. 2009

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz