Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 2 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».
434 6. ВЛАСТЬ И БИЗНЕС Приватизация в области Если говорить о рычагах влияния власти на бизнес, то при советской власти все бы ло намного проще: есть облплан и плановая комиссия, которые имеют у себя под нача лом финансовые и материальные ресурсы и право распоряжаться ими. Номинально они же несут ответственность за эффективное использование финансами и ресурсами. В конце 1990-х годов вместо этих двух организаций в областной администрации был создан коми тет по экономической политике, в задачи которому входило содействовать губернатору и правительству в разработке экономической политики через прогнозирование социально экономического развития, разработку целевых программ развития отраслей региона. В процессе приватизации в Мурманской области в ведение корпоративных групп и частных лиц была передана основная доля общественной собственности. 92 процента валового регионального продукта производилось на частных предприятиях Кольского полуострова. Возможность власти влиять на деятельность частных субъектов хозяйствования была ог раничена рамками правового поля. Но ведь надо контролировать процессы экономиче ского развития предприятий области. Как? Прогнозирование? Конечно же, были и другие рычаги воздействия. Если предприятия входили в крупные финансово-промышленные группы, то приходилось преодолевать двойное сопротивление - и руководства этих объ единений, и руководителей самих предприятий. Во всяком случае, к концу ХХ века на территории области не было ни одного крупного предприятия, которое бы строило свою социально-экономическую политику в противовес интересам региона, администрации области, губернатора. Рассуждая о власти и бизнесе, об их взаимопроникновении, не лишним будет вспомнить, как, если говорить языком цифр, прошла приватизация в области. В соответст вии с Указом Президента от 17 декабря 1993 года продавцом государственных и муници пальных предприятий, а также других объектов госсобственности являлись региональные фонды имущества. С 1992 по 1997 годы доходы от приватизации в целом по области со ставили 35039 млн. рублей. Из них было перечислено в федеральный бюджет 12825 млн. рублей, а в областной - 21013 миллионов, что в пересчете на твердую валюту по ценам конца 1997 года равнялось примерно 3,5 млн. долларов. Да-да, уважаемый читатель, за продажу 93 процентов государственных предприятий Мурманской области в областную казну на протяжении пяти лет поступило три с половиной миллиона долларов США. Даже если эту сумму увеличить вдвое, втрое, пересчитывая рубли на доллары постепенно, по нарастающей девальвации российских денег, то все равно конечный результат мизер ный. Этих долларов не хватит, чтобы построить один современный траулер. Вышеприведенные цифры взяты из интервью с бывшим депутатом Мурманской * областной Думы В. В. Ладаном. Отвечая на вопросы собкора «Рыбного Мурмана» по Ки- ровску и Апатитам, Виктор Васильевич сказал: - Быстрый количественный рост приватизированных предприятий в Мурманской области не дал положительных качественных результатов (кстати, в целом по стране про цент ставших негосударственными предприятий оставил 80 процентов, а не 93, как у нас). * ЛАДАН Виктор Васильевичем, депутат первой Мурманской областной Думы (из бран в декабре 1995 года). Родился в 1956 году в Пермской области, русский. Образование среднее специальное. Работал в тресте «Апатитстрой». На момент избрания - заместитель главного врача детской поликлиники в Апатитах. В Думе возглавлял постоянную комис сию по вопросам экологии, природопользования и хозяйственной деятельности. Член об ластного комитета Компартии России. РЫБНЫЙ МУРМАН в кавычках и без, ТОМ 2. © В.С.Георги. 2009
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz