Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 2 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».
403 года и московскими «играми» вокруг отечественных биоресурсов проблема эта приобре ла для России новый масштаб, так как страны Европы повели жесткую и последователь ную политику в области морского рыболовства. В переговоры по вопросам добычи рыбы активно включилось объединенное правительство Общего рынка. Европейский союз на чал финансирование научных исследований в Баренцевом и Норвежском морях, а тот, кто обладает информацией от подобных исследований, уже сможет в дальнейшем диктовать объемы общедопустимого улова и распределения квот. Иными словами, западные стра ны смотрели далеко вперед и вполне реально могли стать хозяевами положения. А Рос сия шаг за шагом сдавала свои позиции, восстановить которые было бы очень трудно. И на этом фоне нам нужен был современный океанический флот, чтобы под национальным флагом выбирать те ресурсы, которые полагались стране. - Наших судовладельцев очень даже лихо купили, в частности, норвежцы, - рас сказывает Г. В. Тишков. - У флотов нет оборотных средств, чтобы снабдить суда топливом и прочим необходимым в рейсе. Норвежские компании кредитуют их под будущие по ставки рыбы, то есть жестко привязывают к себе. Норвегии выгодно так поступать, по скольку наши суда поставляют сырье на норвежские фабрики, где изготавливают филе и экспортируют его в Европу, США, Канаду. Если мы имеем суда-фабрики, где станем вы пускать филе, то отберем у норвежцев тот прибавочный продукт, который зарабатывает их береговая переработка. Не случайно наши соседи готовы кредитовать нас для строи тельства траулеров-свежьевиков, но до последнего времени категорически отказывали в кредитах, если речь шла о судах-фабриках. А сейчас они всполошились, потому что мы смогли создать в Дании финансовую схему для строительства именно судов-фабрик. Тре вога норвежцев понятна - им нужно сырье. А раз дела приобретают такой оборот, надо хоть в строительстве судов куш оторвать. Началась финансовая конкуренция. Нас это уст раивает: мы можем играть на противоречии интересов, принимать правила игры стран западного мира. - Георгий Васильевич, - обращается к Тишкову наш корреспондент, - однако ведь некоторые экономисты говорят, что кредиты можно и в России найти. - Если нет государственной поддержки, ничего мы не найдем, - категорически за являет Тишков. - Без денег строить не будешь. Вот в Северодвинске на «Звездочке» зало жили судно, я был при этом событии и спросил: «А финансовая схема у вас проработа на?». - «Нет». - «Кто вас кредитует?» - «Никто. За счет собственных средств». Но в мире нет такой практики. За свои деньги можешь построить яхту, лодку с веслами и парусом. А для постройки современного судна нужны кредиты банка. Ну и что сейчас там, в Северо двинске? Корпус построили, больше денег нет - дело встало. Как поднималась рыбная отрасль на Севере? В 1954 году построили серию БМРТ. Где? В Германии. Это были трау леры типа «Пушкин». Потом стали строить траулеры других типов, дошли до БАТов, их уже возводили на наших верфях. Так что не надо изобретать велосипед - это и долго, и дорого. - А что же за схема такая в Дании? Она - для «Севрыбы»? - Для Северного бассейна. Я много раз говорил: «Севрыба» не собирается все за брать себе, для нас важно, чтобы каждое предприятие сохранилось и имело собственные современные суда. Мы ведь не случайно заказали первые четыре судна - по одному для каждого из больших флотов. Имея такой траулер, набравшись опыта эксплуатации его, выпуска качественной продукции, можно развиваться дальше. Кстати, филе «Севрыбы-1» экспортируется даже в США . А схема финансирования строительства очень сложная. Ведь на Западе, если ты собрался строить судно и приходишь в банк за кредитом, тебе дадут 60-70 процентов нужной суммы, остальное вкладывай сам. Если ты рискуешь свои РЫБНЫЙ МУРМАН в кавычках и без, ТОМ 2. © В.С.Георги. 2009
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz