Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 2 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

397 Сегодня в отрасли по поводу флота существуют два мнения, причем полностью противоположные. Согласно первому в России флота не хватает, так что его надо срочно пополнять - этой позиции придерживаются люди, стремящиеся войти в рыбный бизнес. Традиционные же рыбаки, наоборот, считают, что флота и своего уже достаточно. Собст­ венно, именно здесь и кроется основная сегодняшняя проблема флота - его децентрали­ зация. С каждым годом становится все больше компаний, владеющих только одним суд­ ном. Доходит до того, что у одного судна оказывается сразу несколько владельцев. Хоро­ шо это или плохо? С точки зрения обновления флота - плохо. Новое судно, самое малень­ кое, которое строится в Северодвинске, стоит восемь миллионов долларов. Чтобы это судно работало экономически эффективно, ему надо 2,5-3 тысячи тонн квоты (если счи­ тать по треске или пикше). Но сегодня расплодилось столько фирм, имеющих по одному- два парохода, что после распределения квот на каждое судно приходится всего по 500­ 700 тонн. Таким образом 6-8 судовладельцев должны объединиться, списать 10-12 своих пароходов, чтобы вместе купить. один. Возможно ли это в нашей жизни? Естественно, ** нет. А на нет, как говорится, и суда нет. Ни суда, ни судна. Значит, российский флот вновь нацелен лишь на иностранные рынки и работает только на рентабельных объектах. И численность этого флота будет ровно такой, сколько нужно судов для изъятия этих рен­ табельных объектов. В принципе, даже при изменении отношения к рыбной отрасли на федеральном уровне, даже при вложении денег в рыбодобывающий флот, в конце ХХ ве­ ка всем уже стало ясно, что старые времена не вернуть. Что российский флот уже никогда не обеспечит свое присутствие во всех регионах Мирового океана, которые в свое время «пахали» наши рыбаки. Многое меняется в лучшую сторону? В 1999 году на заседании ассоциации «Северо-Запад» нашим чиновникам удалось отстоять свой вариант создания бассейнового рыбного департамента в Мурманске. На­ помню, что в свое время председатель комитета по рыбохозяйственному комплексу об­ ласти А. А. Евенко подготовил два предложения о создании государственной структуры управления рыбной отраслью в Северо-западном регионе. В первом из них предлагалось сформировать на базе «Севрыбы» бассейновый департамент двойного подчинения, в ко­ торый бы на равных условиях вошли Мурманск, Карелия и Архангельск и который мог бы влиять и отвечать за всю производственную цепочку деятельности: добыча - переработка - реализация рыбной продукции. Этим раньше и занималась «Севрыба». Только в новых рыночных условиях отношения этого департамента с флотами и береговыми предпри­ ятиями строились бы на договорной основе. Второй вариант предусматривал создать государственные рыбные комитеты на местах с правами юридического лица. Они также имели бы двойное подчинение, а колле­ гиальным органом управления был бы Северный научно-промысловый совет, в который входят все три региона. Но при этом втором варианте каждый комитет отстаивал бы инте­ ресы только своего региона, что неизбежно ведет к сепаратизму. Поэтому предпочтение отдавалось именно бассейновому органу управления. Н о . Ох уж это «но», которое всегда встает на пути казалось бы вполне здравых и толковых идей. Как правило, за ним, за этим «но», стоят амбиции вполне конкретных людей. Вернее, борьба этих амбиций. Руководи­ телям отдельных акционерных обществ было выгодно, что они полностью независимы от государства в своей деятельности. Кто-то смотрел лишь на сиюминутную прибыль, не за- * «Непричесанные» мысли о флоте, «РМ» от 19 июня 1998 года. РЫБНЫЙ МУРМАН в кавычках и без, ТОМ 2. © В.С.Георги. 2009

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz