Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 2 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».
397 Сегодня в отрасли по поводу флота существуют два мнения, причем полностью противоположные. Согласно первому в России флота не хватает, так что его надо срочно пополнять - этой позиции придерживаются люди, стремящиеся войти в рыбный бизнес. Традиционные же рыбаки, наоборот, считают, что флота и своего уже достаточно. Собст венно, именно здесь и кроется основная сегодняшняя проблема флота - его децентрали зация. С каждым годом становится все больше компаний, владеющих только одним суд ном. Доходит до того, что у одного судна оказывается сразу несколько владельцев. Хоро шо это или плохо? С точки зрения обновления флота - плохо. Новое судно, самое малень кое, которое строится в Северодвинске, стоит восемь миллионов долларов. Чтобы это судно работало экономически эффективно, ему надо 2,5-3 тысячи тонн квоты (если счи тать по треске или пикше). Но сегодня расплодилось столько фирм, имеющих по одному- два парохода, что после распределения квот на каждое судно приходится всего по 500 700 тонн. Таким образом 6-8 судовладельцев должны объединиться, списать 10-12 своих пароходов, чтобы вместе купить. один. Возможно ли это в нашей жизни? Естественно, ** нет. А на нет, как говорится, и суда нет. Ни суда, ни судна. Значит, российский флот вновь нацелен лишь на иностранные рынки и работает только на рентабельных объектах. И численность этого флота будет ровно такой, сколько нужно судов для изъятия этих рен табельных объектов. В принципе, даже при изменении отношения к рыбной отрасли на федеральном уровне, даже при вложении денег в рыбодобывающий флот, в конце ХХ ве ка всем уже стало ясно, что старые времена не вернуть. Что российский флот уже никогда не обеспечит свое присутствие во всех регионах Мирового океана, которые в свое время «пахали» наши рыбаки. Многое меняется в лучшую сторону? В 1999 году на заседании ассоциации «Северо-Запад» нашим чиновникам удалось отстоять свой вариант создания бассейнового рыбного департамента в Мурманске. На помню, что в свое время председатель комитета по рыбохозяйственному комплексу об ласти А. А. Евенко подготовил два предложения о создании государственной структуры управления рыбной отраслью в Северо-западном регионе. В первом из них предлагалось сформировать на базе «Севрыбы» бассейновый департамент двойного подчинения, в ко торый бы на равных условиях вошли Мурманск, Карелия и Архангельск и который мог бы влиять и отвечать за всю производственную цепочку деятельности: добыча - переработка - реализация рыбной продукции. Этим раньше и занималась «Севрыба». Только в новых рыночных условиях отношения этого департамента с флотами и береговыми предпри ятиями строились бы на договорной основе. Второй вариант предусматривал создать государственные рыбные комитеты на местах с правами юридического лица. Они также имели бы двойное подчинение, а колле гиальным органом управления был бы Северный научно-промысловый совет, в который входят все три региона. Но при этом втором варианте каждый комитет отстаивал бы инте ресы только своего региона, что неизбежно ведет к сепаратизму. Поэтому предпочтение отдавалось именно бассейновому органу управления. Н о . Ох уж это «но», которое всегда встает на пути казалось бы вполне здравых и толковых идей. Как правило, за ним, за этим «но», стоят амбиции вполне конкретных людей. Вернее, борьба этих амбиций. Руководи телям отдельных акционерных обществ было выгодно, что они полностью независимы от государства в своей деятельности. Кто-то смотрел лишь на сиюминутную прибыль, не за- * «Непричесанные» мысли о флоте, «РМ» от 19 июня 1998 года. РЫБНЫЙ МУРМАН в кавычках и без, ТОМ 2. © В.С.Георги. 2009
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz