Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 2 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

395 боролись, профукав разрешенный правительством эксперимент по безналоговому заходу в порт сейнера-траулера «Мурман-2». Дважды столь счастливый билет не выпадает. Бербоут-чартер и стратегия судостроения Мы уже упоминали на этих страницах о том, что очередной глава Госкомрыболов­ ства Ю. Синельник заклеймил бербоут-чартер как легальное разграбление национальных ресурсов. Но почему обычный договор фрахта, то есть договор аренды, когда судно без экипажа на определенный срок переходит в полное владение и распоряжение фрахтова­ теля, может нанести такой урон государству Российскому? Да потому что при этом выпла­ ты по договору, как правило, идут за счет поставок за рубеж выловленной этим судном рыбы. Более четко и ясно по этому поводу сказал премьер-министр Правительства В. В. Путин во время своего визита в Архангельск: мы сами должны добывать и обрабатывать свои биоресурсы, сами должны строить и модернизировать свой флот у себя дома! Кто же спорит? Но где концепция программы обновления флота, какие государством предла­ гаются конкретные пути финансирования строительства и модернизации отечественного рыболовного флота? Мы постоянно надеемся на какие-то мифические иностранные инве­ стиции, которых нет и быть не может при отсутствии необходимых гарантий и понятного, прозрачного законодательства. Но разве бербоут-чартер не определенная, специфиче­ ская форма инвестиций? Россия получает еще вполне современные западные суда (тот же сейнер-траулер «Мурман-2»), которые через конкретное, указанное в договоре время пе­ реходят в полную собственность отечественных судовладельцев. Да, «бербоутные» суда не заходят в российские порты во время погашения стоимости судна. Но в условиях край­ не низкого финансирования строительства новых судов практика бербоут-чартера стала для наших рыбаков чуть ли единственным способом хоть как-то обновить неуклонно ста* реющий флот. Вышеприведенные размышления взяты мною из статьи норвежского журналиста Мортена Викебу, который не раз бывал в редакции «Рыбного Мурмана» и мы поддержи­ вали с ним деловые дружеские отношения. Впрочем, и мурманские флотоводцы, слушая сентенции из уст очередного руководителя Госкомрыболовства, не спешили делать каких- то телодвижений. Все понимали, что 70 процентов действующего рыболовного флота России построено за границей. То есть строить современные траулеры мы у себя дома просто не научились. И не научимся, пока отечественные судостроительные предприятия работают в условиях глубокого экономического кризиса, едва сводя концы с концами. Ведь на разработку только проекта современного траулера уходит полтора-два года. И все это на фоне эффективно работающих иностранных судоверфей, где можно разместить заказ на льготных для наших рыбаков условиях кредитования. Потому-то российский су­ довладелец при всем своем патриотизме вынужден строить суда за границей, что не вы­ годно государству в целом, которое недополучает в бюджет значительные суммы из-за отсутствия налоговых поступлений от простаивающих судоверфей. Как изменить сложив­ шуюся ситуацию? Свою точку зрения на эту проблему изложил на страницах «Рыбного Мурмана» управляющий «Севрыбпромразведкой» П. В. Виноградов: - Считаю, что прежде всего необходимо изменить условия, которые заставляют су­ довладельцев прибегать к схеме бербоут-чартера или брать кредиты за рубежом, часто в обоих случаях расплачиваясь выловленными биоресурсами. И сделать это может только государство за счет, скажем, протекционистской фискальной политики по отношению к судовладельцам. Одним из вариантов ее реализации могло бы стать открытие льготной * Прощай, бербоут-чартер? «РМ» от 19 ноября 1999 года. РЫБНЫЙ МУРМАН в кавычках и без, ТОМ 2. © В.С.Георги. 2009

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz