Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 2 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».
395 боролись, профукав разрешенный правительством эксперимент по безналоговому заходу в порт сейнера-траулера «Мурман-2». Дважды столь счастливый билет не выпадает. Бербоут-чартер и стратегия судостроения Мы уже упоминали на этих страницах о том, что очередной глава Госкомрыболов ства Ю. Синельник заклеймил бербоут-чартер как легальное разграбление национальных ресурсов. Но почему обычный договор фрахта, то есть договор аренды, когда судно без экипажа на определенный срок переходит в полное владение и распоряжение фрахтова теля, может нанести такой урон государству Российскому? Да потому что при этом выпла ты по договору, как правило, идут за счет поставок за рубеж выловленной этим судном рыбы. Более четко и ясно по этому поводу сказал премьер-министр Правительства В. В. Путин во время своего визита в Архангельск: мы сами должны добывать и обрабатывать свои биоресурсы, сами должны строить и модернизировать свой флот у себя дома! Кто же спорит? Но где концепция программы обновления флота, какие государством предла гаются конкретные пути финансирования строительства и модернизации отечественного рыболовного флота? Мы постоянно надеемся на какие-то мифические иностранные инве стиции, которых нет и быть не может при отсутствии необходимых гарантий и понятного, прозрачного законодательства. Но разве бербоут-чартер не определенная, специфиче ская форма инвестиций? Россия получает еще вполне современные западные суда (тот же сейнер-траулер «Мурман-2»), которые через конкретное, указанное в договоре время пе реходят в полную собственность отечественных судовладельцев. Да, «бербоутные» суда не заходят в российские порты во время погашения стоимости судна. Но в условиях край не низкого финансирования строительства новых судов практика бербоут-чартера стала для наших рыбаков чуть ли единственным способом хоть как-то обновить неуклонно ста* реющий флот. Вышеприведенные размышления взяты мною из статьи норвежского журналиста Мортена Викебу, который не раз бывал в редакции «Рыбного Мурмана» и мы поддержи вали с ним деловые дружеские отношения. Впрочем, и мурманские флотоводцы, слушая сентенции из уст очередного руководителя Госкомрыболовства, не спешили делать каких- то телодвижений. Все понимали, что 70 процентов действующего рыболовного флота России построено за границей. То есть строить современные траулеры мы у себя дома просто не научились. И не научимся, пока отечественные судостроительные предприятия работают в условиях глубокого экономического кризиса, едва сводя концы с концами. Ведь на разработку только проекта современного траулера уходит полтора-два года. И все это на фоне эффективно работающих иностранных судоверфей, где можно разместить заказ на льготных для наших рыбаков условиях кредитования. Потому-то российский су довладелец при всем своем патриотизме вынужден строить суда за границей, что не вы годно государству в целом, которое недополучает в бюджет значительные суммы из-за отсутствия налоговых поступлений от простаивающих судоверфей. Как изменить сложив шуюся ситуацию? Свою точку зрения на эту проблему изложил на страницах «Рыбного Мурмана» управляющий «Севрыбпромразведкой» П. В. Виноградов: - Считаю, что прежде всего необходимо изменить условия, которые заставляют су довладельцев прибегать к схеме бербоут-чартера или брать кредиты за рубежом, часто в обоих случаях расплачиваясь выловленными биоресурсами. И сделать это может только государство за счет, скажем, протекционистской фискальной политики по отношению к судовладельцам. Одним из вариантов ее реализации могло бы стать открытие льготной * Прощай, бербоут-чартер? «РМ» от 19 ноября 1999 года. РЫБНЫЙ МУРМАН в кавычках и без, ТОМ 2. © В.С.Георги. 2009
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz