Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 2 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».
39 Естественно, все руками и ногами были за вторую безальтернативную альтернати ву, которая с перспективой. Если так, то севрыбовцы предлагают на рассмотрение два ва рианта обновления флота. Первый - приобретение новых судов, по мере списания судов старой постройки, для сохранения объема вылова рыбы. Второй - приобретение новых судов в течение четырех лет в необходимом количестве для вылова одного миллиона тонн рыбы. Расчеты показывали, что в любом случае кредиты будут возвращены в тече ние семи лет. И, как вы понимаете, второй вариант был более привлекателен. Итак, вопрос рассмотрен, программу на совете директоров «Севрыбы» утвердили, есть ли воздержавшиеся? Кто «за», кто «против»? Оказывается, таковые нашлись. Со сво ей точкой зрения на проблемы развития рыбной отрасли Севера на страницах ежене дельника выступил научный сотрудник «Арктикцентра» Института экономических про блем Кольского научного центра РАН А. Васильев. Во многом соглашаясь с выводами управленцев-практиков, автор несколько сместил акценты в мотивации поступков флото водцев в тех или иных условиях. Думаю, что нашему читателю будет небезынтересно с ними ознакомиться. - Причины уменьшения уловов в 1991-92 годах судовладельцы связывают с рос том цен на топливно-энергетические ресурсы, а в 1993 году - с недостатком оборотных средств и другими факторами, - пишет А. Васильев. - Несомненно, что повышение цен на топливо снизило эффективность рыболовства в дальних районах, и надо было искать при емлемые варианты использования крупных судов по прямому назначению. Судовладель цы знали, что в Северном полушарии нет сырьевой базы для круглогодичной работы БМРТ и БАТов, но осуществили передислокацию их сюда, по моему мнению, в надежде на получение государственных дотаций. Сыграло свою роль и отсутствие мотивации к расширению промысла, так как получение прибыли в первую очередь связывали с цена ми, а не расширением производства. Мороки с промыслом в дальних районах много, а навара - мало. А так, нет дела - нет проблем. Руководство четырех акционерных обществ от прекращения промысла только выиграло, сохранив рычаг давления на правительство. Идеологи перестройки, задумывая приватизацию в нынешнем виде, среди проче го предполагали решить, на мой взгляд, главные проблемы: улучшить использование су ществующих фондов, провести структурную перестройку производственного аппарата за счет средств предприятий, повысить мотивацию к высокоэффективному труду. В рыбном хозяйстве, как, впрочем, и в большинстве отраслей промышленности, цели остались це лями, и не больше. Создается впечатление, что у рыбодобывающих предприятий есть лишь одна задача: полностью освоить выделенные квоты трески и за любую цену продать рыбу за рубеж. Об эффективности труда даже никто не вспоминает. Да и то сказать, за чем? Вознаграждение за труд ни у управляющих, ни у рыбаков ни с производительностью труда, ни с издержками производства никак не связано. О структурной перестройке, об обновлении состава флота на бассейне много разговоров. Однако не хотят коллективы приватизированных предприятий, в том числе и флотов, откладывать деньги на завтра и все требуют сполна выдать сегодня. Можно не соглашаться с точкой зрения автора. Была ли у флотоводцев возмож ность поступать так или иначе - гадать на эту тему занятие неблагодарное. Но экономист Васильев очень точно подмечает возможные нестыковки интересов участников столь важного дела, как создание финансово-промышленной группы. Он пишет: - Государство должных средств для производственных капиталовложений не име ет, в условиях гиперинфляции менее всего намерено кредитовать производство и ком* Развернулись? «РМ» от 1 апреля 1994 года. РЫБНЫЙ МУРМАН в кавычках и без, ТОМ 2. © В.С.Георги. 2009
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz