Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 2 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».
361 на, но в то же время не развалила бы отрасль окончательно. Впрочем, финансовое ве домство предложило особо не ломать голову, а включить сборы в себестоимость готовой продукции. Нетрудно предугадать, что произошло бы при таком раскладе с розничными ценами, и кто в действительности заплатил бы «за охрану и воспроизводство рыбных за пасов». Думаю, что есть смысл все же попытаться вникнуть в те глубинные подводные те чения, которые формировали оппозицию в коридорах Госдумы и Дома правительства, оппозицию здравому смыслу и конкретным мерам, позволившим бы поддержать рыбную отрасль страны. Начнем с констатации фактов, которые всем известны и лежат, как говорится, на поверхности. А раз нас интересуют глубинные течения, то попробуем приподнять таинст венную завесу над, на первый взгляд, нелогическими поступками власть предержащих, которые ну никак не могут (или не хотят?) исправить положение дел. Итак, рыбу мы ловим у родных берегов в родном Баренцевом море. И везем ее к берегам иностранным. 70 процентов предприятий Норвегии занимаются переработкой выловленной российскими судами рыбы, которая потом в виде рыбных изделий поступа ет в Россию, естественно, по значительно более высокой цене. Все это происходит на фо не простаивающей и уже практически развалившейся перерабатывающей промышленно сти на родном берегу. Но зато в Дании, например, открываются 11 тысяч рабочих мест. Не без помощи наших, конечно же, рыбаков. По некоторым данным, к началу 1998 года за рубежами России продавалось около 90 процентов добытой нами свежей, 80 процентов - мороженой, 84 процента - филе, 80 процентов - крабовой продукции. То есть экспортная ориентация была присуща всем отечественным рыбопромышленным предприятиям. При этом, как ни странно, никто не может и не сможет заставить рыбака везти морепродукты на российский рынок. Весь наш флот в руках частных фирм, для которых на первом месте - выгода. Значит, надо создавать выгодные для рыбака экономические условия. Они про сты - выгодные кредиты, удобные льготы. Но подобное даже не маячит на горизонте! Скорее наоборот. Ну чем объяснить тот факт, что в норвежских портах нашим рыбакам дают питьевую воду бесплатно, а в Мурманске она чудовищно дорогая? Или заправка го рючим «у них» обходится в среднем на 30 долларов за тонну дешевле? И кредиты в ино странных банках рыбакам брать гораздо выгоднее, нежели в отечественных. Ко всему вышесказанному можно добавить, что за последние три года со стапелей России сошло 10-12 промысловых судов, хотя сроки эксплуатации основного флота уже запредельные. Об учете и контроле за экспортом морепродуктов, репатриации валютных средств в Россию, о разумном государственном регулировании рассуждать нет никакого резона, поскольку у нас нет соответствующей законодательной базы. Увы, но сложнейшую, мно гогранную проблему рыбохозяйственного комплекса страны свели лишь к борьбе с бра коньерством и тому, кто будет охранять - рыбоохрана или пограничная служба. Но ведь важно не то, кто охраняет, важно - кто распределяет. Речь идет о распределении квот. Это уже потом - охрана, воспроизводство и все такое прочее. А кто распределяет? После определения размеров национального общедопустимого улова (ОДУ) и сделанной Моск вой «заначки» по регионам квоты делит научно-промысловый совет, в который входят заместители начальника Департамента по рыболовству Минсельхозпрода, глав админи страций рыбопромысловых регионов, директора научных институтов, представители ры боохраны. Здесь уже подчас больше квоты получает тот, у кого «голос громче». Далее представители регионов увозят полученную квоту к себе, и там дележ продолжается. По * Два удара ниже пояса, «РМ» от 19 декабря 1997 года. РЫБНЫЙ МУРМАН в кавычках и без, ТОМ 2. © В.С.Георги. 2009
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz