Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 2 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

34 - А государство что-то приобрело от приватизации? - Сегодня оценивать то, что произошло, рано, ведь благополучие бывших государ­ ственных предприятий рухнуло не столько из-за этого процесса, сколько из-за неразумной налоговой политики, из-за неплатежей друг другу и т. д. Известно, что во всех цивилизо­ ванных странах вновь создаваемые предприятия, а стало быть, и АО, на три года освобо- * ждаются от налогов. Думаю, что начальник отдела Комитета по управлению госимуществом открове­ нен, отвечая на вопросы корреспондента «Рыбного Мурмана». Да и что ему лукавить, ес­ ли надо было лишь выполнять спускаемые сверху указания, доводить их до руководите­ лей низового звена. В 1994 году стало окончательно ясно, что чековая приватизация не привела к формированию эффективного собственника. Она лишь оформила фактически произошедшее установление контроля директорского корпуса над управляемыми ими предприятиями. Одна из причин тому - отсутствие контроля акционеров за директорами, которые смогли приватизировать прибыль, а подчас и переложить убытки на государство. Второй, денежный этап приватизации подразумевал создание крупных, конкурентоспо­ собных коммерческих структур, внутри которых спекулятивно нажитый капитал перетек ** бы в инвестиционную сферу. В интервью одной из центральных газет «отец» приватиза­ ции Анатолий Чубайс говорил в те годы: - Полученные на втором этапе приватизации деньги пойдут прежде всего тем, кто на свой счет получил две или три акции. Послечековая приватизация - это способ добро­ вольной передачи денег от богатых бедным. Хоть для нас важна не сама эта процедура, а то обстоятельство, что финансовый поток начинает вращать экономический механизм. * Речь идет об инвестициях, о реконструкции предприятий. Но, как выражался премьер-министр страны В. С. Черномырдин, хотели сделать как лучше, а получилось как всегда. Вспомним прозвучавшую с высоких трибун главную цель и причину начала перестройки - отсутствие средств для проведения структурных из­ менений в экономике и установления новых экономических отношений. Следовательно, и цель приватизации по идее должна была ставиться именно такая - через разгосударст­ вление найти эффективного собственника, способного оживить и развить экономический организм. Тогда становится непонятным весь этот политический демарш с приватизацией. Предположим, на предприятии работают 1000 человек, и они, согласно старой советской Конституции, являются собственниками общенационального достояния, то есть этого предприятия, что, конечно же, декларативно. Эти 1000 человек получают 1000 приватиза­ ционных чеков и приватизируют свое предприятие. Что меняется в экономических отно­ шениях и отношениях собственности? Ровным счетом ничего. Нет ни собственника, заин­ тересованного в развитии предприятия, нет и необходимых ресурсов, ради чего все это затевалось. Значит, и цель приватизации - раздача госсобственности через ваучеры - кроме как политического обмана ничего под собой не имела. Сценарий был заготовлен совсем другой, хотя все мы внутренне чувствовали, что идет большой обман со стороны государства. Первый шаг был сделан открытием внешнеэкономических границ - это соизмери­ мо с поединком профессионального боксера и дилетанта, поединка, исход которого за­ ранее предрешен. Предприятия испытывают сильнейшую конкуренцию со стороны им* Жил-был ваучер, «РМ» от 19 августа 1994 года. * «Россия», энциклопедический справочник. 1998 год. * «РМ» от 19 августа 1994 года. РЫБНЫЙ МУРМАН в кавычках и без, ТОМ 2. © В.С.Георги. 2009

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz