Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 2 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

301 Крупная фирма «Северный морской инженерный сервис» (СевМис) занималась диагностикой технического состояния судов, защитой моря от загрязнения. Руководил СевМисом А. В. Анцевич. Утилизацией списанных судов, восстановлением необходимых флотам запчастей и оборудования была занята фирма «Северные ресурсы». Огромный опыт ее генерального директора, бывшего руководителя объединения «Мурманская судоверфь» Б. Д. Иванова в немалой степени способствовал успеху предприятия. Борьба за выживание Весной 1998 года ТОО «Союз рыбопромышленников Севера» был преобразован в НО - некоммерческую организацию. По сути дела Союз и был организацией, никогда не занимавшейся предпринимательством с целью получения выгоды. Его основная цель за­ ключалась в другом - защите интересов предприятий, входящих в Союз. А в защите они действительно нуждались. Впрочем, как и все другие флоты. Хотя небольшие фирмы, имеющие один-два траулера, были намного уязвимее своих крупных коллег. Начало 1999 года было ознаменовано новогодним «подарком» из Москвы - по­ становлением правительства о плате за морские биоресурсы. На это известие мгновенно отреагировал рынок - резко поднялась цена на рыбу, как мороженую, так и переработан­ ную. Хотя механизм реализации данного постановления был пока не ясен, ничего хоро­ шего от него рыбаки не ждали. До последнего времени основным документом, дающим им право на занятие промышленным рыболовством, была лицензия, выдаваемая феде­ ральным органом по рыболовству сроком не менее чем на три года. В дополнение к этой лицензии судовладелец должен был получить и еще одну лицензию - разрешение на по­ иск и промысел живых ресурсов. Однако к тому времени для большинства предприятий подобное лицензирование становилось весьма проблематичным. Ведь наряду с другими документами надо было представить справку из налоговых органов об отсутствии задол­ женности по налоговым платежам, штрафам и пеням. Представить и гарантии, но кто их выдаст и на каком основании? Закон об этом умалчивал. К тому же орган, выдавший ли­ цензию, мог в любой момент ее отозвать по требованию налоговиков. Еще одну головную боль вызвала у рыбопромышленников необходимость иметь на своих судах технические средства, обеспечивающие автоматическую передачу инфор­ мации о местонахождении судна при промысле. Покупка и установка таких датчиков тре­ бовали денег и времени. И не было бы проблем, если б все делалось планово, а не спон­ танно - заранее оговорить сроки, согласовав их с судоводителями, контролирующие ор­ ганы не захотели. Свои обиды и свое возмущение рыбопромышленники несли в Союз, в исполнительную дирекцию, которая пыталась решать как стратегические, так и тактиче­ ские, повседневные задачи. Довольно-таки резкое интервью дал в то время «Рыбному Мурману» генеральный директор СРПС Н. Г. Тропин. - Николай Григорьевич, что, на ваш взгляд, стало основной причиной кризисного состояния рыбной отрасли? - спрашивает его журналист Ольга Макарова. - Бездумная приватизация и потеря управляемости, - отвечает Тропин. - Семь лет предприятия были предоставлены самим себе, в условиях бесправия и беззакония созда­ лась нездоровая конкуренция. Между тем правила игры должны быть одинаковы для всех, каждый рыбопромышленник должен знать, на основании каких законов, чем и ко­ гда он может заниматься. Это и поможет избежать произвола чиновников. Разработкой нормативно-правовой базы должен заниматься федеральный орган по рыболовству, а создать условия для развития производства и переориентации поста­ вок рыбы на внутренний рынок - одна из задач регионального правительства. Комитет по рыболовству при администрации области существует в урезанном виде - четыре челове­ РЫБНЫЙ МУРМАН в кавычках и без, ТОМ 2. © В.С.Георги. 2009

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz