Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 2 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».
289 рыночников были весьма скромные просьбы и предложения - разрешить продавцам на ярмарках при продаже в розницу пользоваться согласованными между сторонами ры ночными ценами, как это делается сейчас. Еще сбытовики просили, чтобы министерства не делали директивное закрепление продавцов за покупателями. При выполнении только этих предложений рынок стал бы очень похожим на настоящий и к тому же остался бы контролируемым, управляемым. Сейчас от этой стройной системы мало что осталось. Практически исчезла система заключения долгосрочных договоров, обязательность их выполнения. В дело вместо од ной специализированной организации по сбыту продукции вступила масса посредников, организовались отделы сбыта продукции на флотах и в объединениях. По общей числен ности их гораздо больше, чем сбытовиков старого «Севрыбсбыта», а об их возможностях и говорить не хочется. В результате раздробления организованного сбыта на мелкие кон торы, отсутствия какого-либо планирования по поставкам исчезла возможность нормаль но подавать заявки на вагоны, которые еще со времен наркома путей сообщения Ф. Дзержинского должны подаваться за квартал вперед, чего в сложившейся ситуации ни одно предприятие, флот сделать не могут (до реформ заявки на вагоны подавал «Севрыб- сбыт», для которого принадлежность корабля не имела значения, а задержки с приходом некоторых судов компенсировались досрочным приходом других; пусть попробуют это сделать сейчас мелкие фирмы - явно не получится). В результате все фирмы отправляют рыбопродукцию в основном автотранспортом: его сейчас столько, что к проходным рыб ного порта подъехать очень трудно. Представим теперь, как могут готовить свое производство многие потребители ры бопродукции средней полосы России, выпускаемой на мурманских флотах и предприяти ях, которые заблаговременно не знают, когда, в каком количестве и в каком ассортименте подойдет к ним рыбное сырье для переработки. Как готовить в этом случае производст во? Какие комплектующие материалы заказывать снабженцам? Возникает масса вопро сов практически у всех служб. В такой ситуации выход в основном находится в переводе производства на низкоэффективный ручной труд с низкой заработной платой и высокой себестоимостью продукции. Снабженцы же в этой ситуации срочно принимают меры к поиску другого, более надежного партнера по поставкам и, в общем-то, находят. Пока в процессе внутренней борьбы предприятия Севера разъединялись и «поедали» друг дру га, наши дальневосточные конкуренты воспользовались этим и оставили Север с носом. А что теперь делать с копченой рыбой, возобновление широкомасштабного произ водства которой в былых объемах уже невозможно? Наши традиционные рынки сбыта из-за возникших перебоев с поставкой из Мурманска копченой рыбы уже заняты местны ми фирмами, производящими эту продукцию непосредственно на месте ее потребления, но из сырья мурманских флотов. Здесь получилось так, что рыбаки сами себя высекли - лихо отгрузили в свое время рыбу в среднюю полосу, забыв о необходимости загрузки береговых предприятий своего родного города. В результате жены рыбаков, которые ра нее на этих предприятиях работали, оказались безработными. Специалисты «Севрыбы» в свое время до последнего бились за сохранение, со вершенствование системы сбыта, укрепления ее и системы управления отраслью в целом путем создания объединенного флота. Не получилось. Проиграли. Кто-то ушел, чтобы не мешать, кто-то остался. В рыбной отрасли Севера за основу принята и на настоящий мо* мент работает программа В. Ф. Корельского... * Старыйрынок лучше новой анархии, «РМ» от 7марта 1997 года. РЫБНЫЙ МУРМАН в кавычках и без, ТОМ 2. © В.С.Георги. 2009
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz