Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 2 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

289 рыночников были весьма скромные просьбы и предложения - разрешить продавцам на ярмарках при продаже в розницу пользоваться согласованными между сторонами ры­ ночными ценами, как это делается сейчас. Еще сбытовики просили, чтобы министерства не делали директивное закрепление продавцов за покупателями. При выполнении только этих предложений рынок стал бы очень похожим на настоящий и к тому же остался бы контролируемым, управляемым. Сейчас от этой стройной системы мало что осталось. Практически исчезла система заключения долгосрочных договоров, обязательность их выполнения. В дело вместо од­ ной специализированной организации по сбыту продукции вступила масса посредников, организовались отделы сбыта продукции на флотах и в объединениях. По общей числен­ ности их гораздо больше, чем сбытовиков старого «Севрыбсбыта», а об их возможностях и говорить не хочется. В результате раздробления организованного сбыта на мелкие кон­ торы, отсутствия какого-либо планирования по поставкам исчезла возможность нормаль­ но подавать заявки на вагоны, которые еще со времен наркома путей сообщения Ф. Дзержинского должны подаваться за квартал вперед, чего в сложившейся ситуации ни одно предприятие, флот сделать не могут (до реформ заявки на вагоны подавал «Севрыб- сбыт», для которого принадлежность корабля не имела значения, а задержки с приходом некоторых судов компенсировались досрочным приходом других; пусть попробуют это сделать сейчас мелкие фирмы - явно не получится). В результате все фирмы отправляют рыбопродукцию в основном автотранспортом: его сейчас столько, что к проходным рыб­ ного порта подъехать очень трудно. Представим теперь, как могут готовить свое производство многие потребители ры­ бопродукции средней полосы России, выпускаемой на мурманских флотах и предприяти­ ях, которые заблаговременно не знают, когда, в каком количестве и в каком ассортименте подойдет к ним рыбное сырье для переработки. Как готовить в этом случае производст­ во? Какие комплектующие материалы заказывать снабженцам? Возникает масса вопро­ сов практически у всех служб. В такой ситуации выход в основном находится в переводе производства на низкоэффективный ручной труд с низкой заработной платой и высокой себестоимостью продукции. Снабженцы же в этой ситуации срочно принимают меры к поиску другого, более надежного партнера по поставкам и, в общем-то, находят. Пока в процессе внутренней борьбы предприятия Севера разъединялись и «поедали» друг дру­ га, наши дальневосточные конкуренты воспользовались этим и оставили Север с носом. А что теперь делать с копченой рыбой, возобновление широкомасштабного произ­ водства которой в былых объемах уже невозможно? Наши традиционные рынки сбыта из-за возникших перебоев с поставкой из Мурманска копченой рыбы уже заняты местны­ ми фирмами, производящими эту продукцию непосредственно на месте ее потребления, но из сырья мурманских флотов. Здесь получилось так, что рыбаки сами себя высекли - лихо отгрузили в свое время рыбу в среднюю полосу, забыв о необходимости загрузки береговых предприятий своего родного города. В результате жены рыбаков, которые ра­ нее на этих предприятиях работали, оказались безработными. Специалисты «Севрыбы» в свое время до последнего бились за сохранение, со­ вершенствование системы сбыта, укрепления ее и системы управления отраслью в целом путем создания объединенного флота. Не получилось. Проиграли. Кто-то ушел, чтобы не мешать, кто-то остался. В рыбной отрасли Севера за основу принята и на настоящий мо* мент работает программа В. Ф. Корельского... * Старыйрынок лучше новой анархии, «РМ» от 7марта 1997 года. РЫБНЫЙ МУРМАН в кавычках и без, ТОМ 2. © В.С.Георги. 2009

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz