Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 2 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».
267 судьбу вложенных в нефтебазу гигантских средств, с другой - возросшие арендные пла тежи, с третьей - собственный коллектив, требующий выплаты зарплаты, с четвертой. Главное же - не было перспективы, за которую можно было бы ухватиться. - Честно говоря, из-за политики нашего государства просто руки опускаются, - при знается Ю. М. Михайленко. - Нефтебаза рыбного порта создавалась для рыбаков, их су дов. В те времена о деньгах никто не думал: в Москве «Рыбснаб» платил заводам за топ ливо, и оно поступало сюда по разнарядке. Хранилось на нефтебазе, а флоты брали по по требности. Мы лишь следили за всем процессом. Если какой-то из заводов недогрузил, не отправил, можно было поорать по телефону на руководство. Можно было сбегать в обком партии, оттуда позвонят, скажем, в Пермь: «Вы что это там?». И эшелон примчится в Мурманск. А когда бассейн начал рассыпаться и все стали самостоятельными. Посчитали, что мы, как посредники, при закупке топлива не нужны, пусть нефтебаза просто хранит нашит запасы. И создали в каждом флоте топливный отдел. Но не учли главного - топливо очень дорого стоит. И когда пришло время закупать, оказалось, что таких денег нет. А суда на промысел выпускать надо. Флотоводцы стали звонить в «Мурман Ойл», просить и тре бовать. Мы отвечаем, что, мол, ваши запасы давно кончились. Но флот-то простаивает. Хорошо, выдаем. Из чужих запасов. Предупреждаем: надо вернуть деньги как можно скорей. А у флота счет арестован налоговой инспекцией. А мне что делать? Я ведь рассчи тывал на порядочность флотоводцев. Осенью 1995 года на очередном заседании совета директоров «Севрыбы» обсуж дали финансовое положение «Мурман-Ойла». По словам генерального директора пред приятия Юрия Михайленко, текущий год закончится с убытками, хотя два года назад при быль составляла 6 миллиардов рублей. Нет работы. Мощности нефтебазы используются лишь на 15-20 процентов, сотрудники вынуждены ежемесячно по 10 дней находиться в неоплачиваемом отпуске. Причин такого положения несколько. Во-первых, из-за резкого подорожания ГСМ и введения новых таможенных тарифов суда обходят стороной Мур манский порт. Во-вторых, прекратилась перевалка топлива на экспорт, так как цены стали намного выше европейских. В-третьих, из-за отсутствия средств у властей снизились объ емы закупок топочного мазута для отопления городов северного побережья области. В- четвертых, флоты не хотят (или не могут?) возвращать долги. Остановимся на последней причине подробнее. С 1993 года не возвращает взятое в долг топливо «Севрыбхолодфлот». Вернув только часть, управленцы предлагают остаток оплатить по ценам двухгодичной давности! Но ведь этому флоту топливо не продавалось, а именно давалось в долг, то есть с уверенностью на возврат. Таким образом с учетом цен на мазут долг «Севрыбхолодфлота» перевалил за шесть миллиардов рублей. Подобное отношение к возврату долгов у многих клиентов «Мурман Ойла». Это АО «Севрыба», кол хоз «Беломорский рыбак», другие предприятия. Немалые деньги составляют неплатежи флотов за предоставленные нефтебазой услуги: 827 миллионов рублей числится за Мур** манским тралфлотом, 435 миллионов - за «Севрыбхолодфлотом» и т. д. Что в такой ситуации мог совет директоров, в который как раз и входили многие должники? Наказать сам себя? Приказать. Михайленко предложил два варианта: или он подает в арбитражный суд, или при распределении квоты на вылов трески уменьшить флоту-должнику ее размер и передать «отрезанную» квоту «Мурман Ойлу». Для рыбаков это было равносильно добровольной отдачи денег. Им, закупающим топливо за рубежом, * Королевство пустых карманов, «РМ» от 21 июля 1995 года. * «Нефтяной банк» в кризисе, «РМ» от 17 ноября 1995 года. РЫБНЫЙ МУРМАН в кавычках и без, ТОМ 2. © В.С.Георги. 2009
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz