Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 2 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».
265 ле девяностых годов яблоком раздора среди флотоводцев Северного бассейна, а к концу девяностых - никому не нужной обузой. В первой книге нашего повествования уже рассказано том, что в свое время руко водители нефтебазы обращались в «Севрыбу» с просьбой отделить ее от рыбного порта и включить в состав «Севрыбы», чтобы самостоятельно решать вопросы реконструкции и модернизации производства. Но кроме сочувствия конкретной помощи не получили. И тогда решили создать СП «Мурман Ойл» (учредители - рыбный порт, основные рыбопро мысловые флоты Мурманска и немецкий партнер, у которого был 31 процент уставного капитала), взяв нефтебазу в аренду у областного комитета по госимуществу. Как раз к этому времени, к середине 1992-го года, сама «Севрыба» трансформировалась в акцио нерное общество и стала заниматься хозяйственной деятельностью. Управленцы сразу же поняли, что у них из под носа уводят лакомый пирог. И стали бороться за свой кусок этого пирога, то есть за право производить так называемые обменно-закупочные операции, при которых топливо переправлялось за рубеж. «Севрыба» признала договор аренды нефтебазы СП «Мурман-Ойл» неправомочным и просила комитет госимущества РФ самой взять нефтебазу в аренду. Но поезд, как говорится, уже ушел - большой товарный состав с топливом. Цель создания совместного предприятия была одна - эксплуатируя нефтебазу, за работать средства для реконструкции и модернизации самой нефтебазы, которая к тому времени работала практически без ремонта 20 лет. С самого начала предприятие с помо щью своего западного учредителя начало активно вкладывать средства в производство. Однако сумма, необходимая для развития и модернизации нефтебазы, оказалась не подъемной - 60 миллионов долларов. Стало ясно, что самостоятельно таких денег не за работать никогда. Тем более, что с конца 1993 года резко изменилась ценовая политика государства на нефть и нефтепродукты, вверх пошли железнодорожные тарифы и, как следствие, порт Мурманск с его нефтебазой потерял привлекательность для экспортеров нефтепродуктов, на которых и делалась основная ставка. В мае 1994 года учредители решили поменять форму собственности и создали на базе совместного предприятия АООТ «Мурман Ойл», в состав которого был введен новый акционер - комитет по госимуществу Мурманской области (14 процентов уставного капи тала). С конца 1994 года рыбопромысловый флот практически из Мурманска ушел: цены на судовое топливо стали на 30-40 процентов выше, чем в иностранных портах, где суда и бункеровались. Были введены новые таможенные платежи по НДС - 20 процентов от стоимости привезенной (выловленной российскими моряками) рыбопродукции, да к то му же по предоплате. Грузооборот по вышеуказанным причинам резко упал. В 1990 году через нефтебазу было перевалено 1900 тысяч тонн нефтепродуктов, из них для рыбаков - 900 тысяч тонн; в 1995 году - 565 тысяч тонн, из них для рыбаков - 200 тысяч тонн. «Мур ман Ойл» смог поменять направление деятельности - он стал основным поставщиком то почного мазута для городов, поселков, военных баз, расположенных на побережье Коль ского залива и Баренцева моря (был приобретен танкер емкостью 5 тысяч тонн). Резко увеличились объемы розничной и оптовой продажи бензина. Несмотря на принимаемые меры, предприятие «Мурман Ойл» стало нерентабель ным. Резко увеличилась арендная плата в связи с переоценкой основных средств нефте базы, встал вопрос о прекращении действия договора об аренде нефтебазы между Гос комимуществом, рыбным портом и «Мурман Ойлом». Однако, согласно арендному дого вору, после прекращения его действия партнерами «Мурман Ойла» выплачиваются по следнему затраты, которые он понес, произведя на нефтебазе так называемые неотдели мые улучшения из собственных средств. Такие «неотделимые улучшения» потянули на 60 миллиардов рублей по курсу 1996 года. Всем было ясно, что ни рыбный порт, ни госко РЫБНЫЙ МУРМАН в кавычках и без, ТОМ 2. © В.С.Георги. 2009
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz