Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 2 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

265 ле девяностых годов яблоком раздора среди флотоводцев Северного бассейна, а к концу девяностых - никому не нужной обузой. В первой книге нашего повествования уже рассказано том, что в свое время руко­ водители нефтебазы обращались в «Севрыбу» с просьбой отделить ее от рыбного порта и включить в состав «Севрыбы», чтобы самостоятельно решать вопросы реконструкции и модернизации производства. Но кроме сочувствия конкретной помощи не получили. И тогда решили создать СП «Мурман Ойл» (учредители - рыбный порт, основные рыбопро­ мысловые флоты Мурманска и немецкий партнер, у которого был 31 процент уставного капитала), взяв нефтебазу в аренду у областного комитета по госимуществу. Как раз к этому времени, к середине 1992-го года, сама «Севрыба» трансформировалась в акцио­ нерное общество и стала заниматься хозяйственной деятельностью. Управленцы сразу же поняли, что у них из под носа уводят лакомый пирог. И стали бороться за свой кусок этого пирога, то есть за право производить так называемые обменно-закупочные операции, при которых топливо переправлялось за рубеж. «Севрыба» признала договор аренды нефтебазы СП «Мурман-Ойл» неправомочным и просила комитет госимущества РФ самой взять нефтебазу в аренду. Но поезд, как говорится, уже ушел - большой товарный состав с топливом. Цель создания совместного предприятия была одна - эксплуатируя нефтебазу, за­ работать средства для реконструкции и модернизации самой нефтебазы, которая к тому времени работала практически без ремонта 20 лет. С самого начала предприятие с помо­ щью своего западного учредителя начало активно вкладывать средства в производство. Однако сумма, необходимая для развития и модернизации нефтебазы, оказалась не­ подъемной - 60 миллионов долларов. Стало ясно, что самостоятельно таких денег не за­ работать никогда. Тем более, что с конца 1993 года резко изменилась ценовая политика государства на нефть и нефтепродукты, вверх пошли железнодорожные тарифы и, как следствие, порт Мурманск с его нефтебазой потерял привлекательность для экспортеров нефтепродуктов, на которых и делалась основная ставка. В мае 1994 года учредители решили поменять форму собственности и создали на базе совместного предприятия АООТ «Мурман Ойл», в состав которого был введен новый акционер - комитет по госимуществу Мурманской области (14 процентов уставного капи­ тала). С конца 1994 года рыбопромысловый флот практически из Мурманска ушел: цены на судовое топливо стали на 30-40 процентов выше, чем в иностранных портах, где суда и бункеровались. Были введены новые таможенные платежи по НДС - 20 процентов от стоимости привезенной (выловленной российскими моряками) рыбопродукции, да к то­ му же по предоплате. Грузооборот по вышеуказанным причинам резко упал. В 1990 году через нефтебазу было перевалено 1900 тысяч тонн нефтепродуктов, из них для рыбаков - 900 тысяч тонн; в 1995 году - 565 тысяч тонн, из них для рыбаков - 200 тысяч тонн. «Мур­ ман Ойл» смог поменять направление деятельности - он стал основным поставщиком то­ почного мазута для городов, поселков, военных баз, расположенных на побережье Коль­ ского залива и Баренцева моря (был приобретен танкер емкостью 5 тысяч тонн). Резко увеличились объемы розничной и оптовой продажи бензина. Несмотря на принимаемые меры, предприятие «Мурман Ойл» стало нерентабель­ ным. Резко увеличилась арендная плата в связи с переоценкой основных средств нефте­ базы, встал вопрос о прекращении действия договора об аренде нефтебазы между Гос­ комимуществом, рыбным портом и «Мурман Ойлом». Однако, согласно арендному дого­ вору, после прекращения его действия партнерами «Мурман Ойла» выплачиваются по­ следнему затраты, которые он понес, произведя на нефтебазе так называемые неотдели­ мые улучшения из собственных средств. Такие «неотделимые улучшения» потянули на 60 миллиардов рублей по курсу 1996 года. Всем было ясно, что ни рыбный порт, ни госко­ РЫБНЫЙ МУРМАН в кавычках и без, ТОМ 2. © В.С.Георги. 2009

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz