Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 2 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

256 3. БОРЬБА ЗА ПОРТ Без помощи Москвы Тревожное ожидание царило на причалах Мурманского морского рыбного порта в начале 1997 года. Сам порт был опутан миллиардными долгами в бюджеты всех уровней и различные фонды. Арестован расчетный счет, по два месяца и более не выплачивалась зарплата. Причалы были пустынны и тихи, но, тем не менее, ожидание чуда, ощущение, что вот-вот наступит перелом к лучшему, что оживут портальные краны, а тишину прича­ лов разбудят судовые гудки - было. Новый председатель Госкомрыболовства А. В. Родин во время своего визита в Мурманск публично заявил о своей готовности всячески под­ держать порт и даже выделить предприятию квоту на добычу трески. Был составлен биз­ нес-план на перспективу, ведущие эксперты отдела инвестиционной политики из гене­ рального штаба отрасли при участии областной администрации подготовили предложе­ ния по стабилизации работы порта, которые рассмотрели и одобрили на расширенной коллегии Госкомрыболовства. Управляющий портом Валерий Кусков вернулся из Москвы окрыленным: «Старейшему транспортному узлу Мурмана федеральный центр дал карт- бланш на рыночные реформы!». Н о . Указом Президента Госкомрыболовство упраздни­ ли. Оптимизма в речах управленцев заметно поубавилось. Тишина продолжала нависать над причальными линиями порта. Мало того - вновь заговорили о необходимости строи­ тельства порта в Лиинахамари. л ч/ ч/ - Я не политик, а хозяйственный руководитель, поэтому могу оценивать происхо­ дящее только с позиции экономической целесообразности, - говорит В. В. Кусков. - Рыб­ ный порт в лучшие годы перерабатывал 1600 тысяч тонн рыбопродукции в год, сейчас - 300 тысяч тонн. Теперь представьте его потенциальные возможности и учтите, что техни­ ка, которая простаивает без дела, уже морально устарела, а нового оборудования мы не приобретаем - не на что. Сейчас можно с уверенностью утверждать: если ничего не из­ менится, если в этом году рыбный порт не получит серьезных финансовых вливаний, то года через три работать не сможет. Между тем строительство Северного порта в Печенг- ской губе неизбежно будет отвлекать деньги из регионального бюджета. Те самые день­ ги, которые можно было бы направить на обновление и модернизацию уже существую­ щих портов Мурманской области. Это важно. С другой стороны, пока не существует инже­ нерного решения, которое позволило бы перепрофилировать существующие порты на северном побережье России под нефтяные терминалы - в Архангельск и Кандалакшу не пойдут танкеры из-за слишком малых глубин, а у нас такой проект реализовать невоз­ можно по соображениям экологического характера. Правильно, строить новый порт надо, Но оговорюсь: все эти рассуждения имеют цену только в том случае, если в Лиинахамари будет создаваться инфраструктура именно для приемки и отправки нефти. В противном случае можно с уверенностью говорить о неизбежной гибели обоих портов в Мурманске. Вы поймите правильно, у мурманских портов сейчас положение хуже не придумаешь: рыбный задействован на 30 процентов, а торговый работает на 40 процентов своей мощ­ ности, и мы вынуждены поднимать расценки на свои услуги для того, чтобы покрыть воз­ никающие издержки. - Именно поэтому рыбаки предпочитают разгружаться в Киркенесе? - Нет, причина совсем в другом. Когда на совещании в областной администрации руководители флотов заявили, что их нежелание везти рыбу в Мурманск вызвано слиш­ ком высокими по сравнению с норвежским Киркенесом тарифами, мы взяли и сравнили их. Оказалось, что разницы, по большому счету, нет. Теперь владельцы судов ссылаются на то, что слишком жестко мы подходим к вопросу контроля за техническим состоянием кораблей. Ну а как иначе? Посмотрите, сколько уже несчастных случаев произошло из-за РЫБНЫЙ МУРМАН в кавычках и без, ТОМ 2. © В.С.Георги. 2009

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz