Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 2 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

161 шись радиосвязью торгового порта, связался с нашей редакцией. По словам рыбаков, фирма-судовладелец «Надин» собирается перегрузить улов на другое судно и посадить на траулер новую команду. Но они, рыбаки, не допустят перегрузки и на берег не сойдут, пока не получат свои кровные. Тогда им объявили, что их высадят с судна силой. В- общем получалось, что у нас в заливе на виду у всего Мурманска стоит не траулер, не обычный БМРТ, а броненосец «Потемкин» какой-то. Позвонили генеральному директору ТОО «Надин» А. А. Харлану. Анатолий Адамович подтвердил слова моряков: да, так оно и есть. Но требовать зарплату сейчас экипаж не имеет право. Судно у фирмы одно, и деньги можно получить лишь продав пойманную и доставленную в порт рыбу. Отказ произво­ дить грузовые операции - это нарушение контракта. Действия команды гендиректор рас** ценил как терроризм. Кто прав, кто виноват в случившемся? Одни скажут, что дыма без огня не бывает, другие посоветуют не брать судовладельца на испуг и обратиться в суд. Кто в данной си­ туации более бесправен - работник или работодатель? Вопрос сложный, и ответ на него так просто не дашь. Поэтому давайте попробуем не спеша разобраться в одном из самых громких подобных конфликтов между экипажем БМРТ «30-летие Победы» и руково­ дством фирмы «Виктори». «Акция протеста» 30 июля 1996 года траулер «30-летие Победы» ошвартовался у причала норвеж­ ского Киркенеса. После полугодового рейса нервы моряков были на пределе. Дом рядом, в нескольких часах езды. Но экипаж решил не покидать борта судна, пока не получит все заработанные деньги. Приехавшая ему на смену команда вынуждена томиться бездельем в ожидании развязки ситуации. Ни поесть толком, ни поспать. И все это - в иностранном порту, на глазах у местных жителей. В чем причины забастовки? Суть конфликта такова: общество «Виктори», согласно договору менеджмента между «Мурманрыбпромом» и иностранной компанией, явля­ лось агентирующей фирмой для двух судов этого флота. Траулеры были переоборудова­ ны под выпуск филе. Вложив деньги в эту реконструкцию, зарубежная компания, естест­ венно, хотела получить только высококачественную продукцию. И оплачивала ее по хо­ рошим ценам. И все шло прекрасно до того дня, когда выяснилось, что на одном из судов - БМРТ «30-летие Победы» - доставлено в Шотландию филе весьма низкого качества. По­ нятно, что зарубежная компания, «заполучив» проблемы с реализацией такой продукции, не стала платить-перечислять за товар ожидаемую и фирмой, и экипажем сумму. Моряки объявили забастовку, требуя оплату в полном объеме. Было это в порту захода Киркенес. Почти два месяца моряки держали траулер у причала, не давали прибывшему им на сме­ ну экипажу выйти на промысел. Смысл забастовки: «Никакого брака нет и не было, отдай­ те то, что мы заработали, полностью». Один из моряков, Павел Бойцов, обратился в мур­ манский облсовпроф и с помощью адвоката этой структуры подал заявление в суд. С ян­ варя по март уже следующего, 1997 года, суд несколько раз заседал. В итоге. Предоста­ вим слово Инне Березюк, которая с самого начала конфликта «вела» эту тему. - Я уже обращала внимание читателей «Рыбного Мурмана» на то, как активно ста­ ли действовать сейчас профсоюзные лидеры, защищая моряков от «угнетателей» - руко­ водителей рыбодобывающих фирм и компаний, - пишет Инна Петровна. - И этим можно было бы только восхищаться, если бы не два «но». Во-первых, деятельность профсоюза ставит под угрозу само существование судовладельцев-работодателей. Во-вторых, в пылу * Бунт на корабле: два мнения, «РМ» от 19 апреля 1996 года. РЫБНЫЙ МУРМАН в кавычках и без, ТОМ 2. © В.С.Георги. 2009

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz