Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 2 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

141 10. КАК ПОЖИВАЕШЬ, ФЛОТ? Мурманский траловый Летом 1995 года Мурманский траловый флот отмечал свой «бриллиантовый» юби­ лей - 75-летие. К этому времени управление флота переехало в отремонтированное зда­ ние бывшего ДМО по ул. Шмидта, 43. Блеск мрамора и «золотые» поручни лестниц, ков­ ровые дорожки и современное офисное оборудование столь контрастировали с бывшим полуразвалившимся флотским «офисом», что поначалу оторопь брала. И охрана на входе. Сам генеральный директор тралфлота Юрий Борисович Прутков по этому поводу сказал: - Когда мы пришли сюда, то стало больно от мысли, во что вся эта красота может через месяц-другой превратиться при нашей «культуре», нашей озлобленности. Охрана должна на первом этапе хотя бы приучить к работе в цивилизованных условиях. И цивилизованными методами, - добавим к словам руководителя. а) внутрифлотская перестройка Последние годы на флоте шел поиск наиболее совершенной структуры управле­ ния предприятием. От тралфлота «отпочковались» дочерние фирмы, которым были пе­ реданы однотипные суда для работы в тех или иных районах промысла. Была создана и торговая фирма, которая поставляла флоту продукты питания. Совершенствовалась служ­ ба снабжения, на рыбофабрике, установленной на одном из старых траулеров, выпускали продукцию из флотского сырья. Все были на самостоятельном балансе, что облегчало общее управление, помогало выжить в те нелегкие времена. Конечно, можно было пойти другим путем: избавиться от старых и нерентабельных судов, сосредоточить усилия лишь на рентабельном производстве. Но это означало, что более шести тысяч человек враз ока­ зались бы за воротами тралфлота. Что останавливало руководство от такого шага? Чело­ веколюбие? Это чувство есть у каждого русского человека, во всяком случае, еще было у многих из нас в середине девяностых годов прошлого века. Дело не в этом. Значительно сократить флот и плавсостав, значит, окончательно для себя решить, что тралфлота в прежнем виде, как самого крупного и мощного на Северном бассейне, уже нет и никогда не будет. Ждешь до последнего. Потому и затеяли на тралфлоте структурную перестрой­ ку, чтобы не случилось непоправимое. И надеялись на помощь государства. Понимали, что надо модернизировать флот, но не торопились брать кредит и ввязываться в строи­ тельство новых судов. Ведь этак можно накинуть крепкую петлю на шею всему флоту. По­ тому что не было стабильности, не было уверенности в завтрашнем дне - сколько и какой квотой на вылов будет обладать тралфлот, который в одиночку мог бы спокойно спра­ виться со всей квотой Северного бассейна. - Без определенного внимания государства отрасль не может существовать, - рас­ суждает Прутков. - Внимание это может выражаться в разных формах: это и квотирова­ ние, и решения на международном уровне, и разумное налогообложение. А может, оп­ ределенные дотации. Но то, что творится сейчас, долго продолжаться не может. Мы и 1993-й, и прошлый год завершили с прибылью, но она вся уходит на погашение налогов, кредитов и всяческих процентов и пеней. На развитие ничего не остается. Как в таких ус­ ловиях конструировать будущее? Точка зрения правительства, что рыбная отрасль сохра­ нит свою былую мощь без помощи государства, - это абсурд. Мне говорят, что мы теперь хозяева флота. Вовсе не так. Десяток-другой акций не порождает чувство хозяина, боли и ответственности за флот. Потому и делаем перестрой­ ку внутри флота, чтобы каждый зависел от своего труда, а не сидел трутнем на шее рыба* ка. * «Главное - сохранить флот». «РМ» от 20 января 1995 года. РЫБНЫЙ МУРМАН в кавычках и без, ТОМ 2. © В.С.Георги. 2009

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz