Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 2 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

133 приятию, даже прекрасно работающему, государство побоится кредитовать миллиардные суммы. Разработчики программы предполагают создание новой структуры. Только вот во­ прос: а кто в ней будет работать? Нет новых специалистов, которые бы по многолетнему опыту знали все нюансы деятельности бассейна, которые бы аргументировано могли от­ стаивать интересы региона на уровне Комитета по рыболовству, на международном уровне. Они есть только в «Севрыбе». Выходит, создается структура ради самой структу­ ры. Так не проще ли, действительно, оставить «Севрыбу» с теми функциями, которые она выполняла? Тем более что коммерческой «Севрыба» стала не по собственной прихоти, мы, руководители флотов и предприятий, подтолкнули ее к этому, отказав в финансиро­ вании. Однако «Севрыбе» удалось сохранить самое главное - бассейновый принцип ра­ боты отрасли в нашем регионе. И до сих пор осуществлять координацию работы в бас­ сейне. Она контролирует выполнение межправительственных соглашений и междуна­ родных требований по безопасности мореплавания, снабжает руководство флотов необ­ ходимой научной информацией. Кроме того, «Севрыба» выполняет и возложенные на нее государственные функции, например, по связи с Северным флотом, с Комитетом по рыболовству. Или, скажем, вопросы пополнения и хранения неснижаемого запаса снаб­ жения на случай стихийных бедствий, аварийных ситуаций. В разработанной учеными программе интересы бассейна не отражены. Разработ­ чики взяли за основу положение о бывшем главке, ВРПО, БПО и все те функции возложи­ ли да будущий департамент. Да еще добавили такие, которые являются прерогативой Комитета России. Например, они считают, что эта структура должна работать на междуна­ родном уровне, решать проблемы рыболовства России и Норвегии. Это противоречит на­ шему законодательству. Ни одна страна в мире не признает эту структуру в таком качест­ ве. В программе, во всяком случае в первой ее части, совершенно не рассматриваются экономические аспекты. Кто должен финансировать науку, безопасность мореплавания, «Мурманрыбвод» и другие? А ведь только содержание «Мурманрыбвода» стоит около 30 миллиардов рублей, примерно столько же - отряда аварийно-спасательных работ. Мол­ чат ученые и о том, что будущее Северного бассейна - в океаническом промысле массо­ вых пород рыб. Без этого мы не обеспечим Россию необходимым количеством белка. А * значит, нужны средства для строительства новых океанских судов. Вышеприведенные высказывания руководителей - это, так сказать, их личные точ­ ки зрения, обнародовать которые флотоводцы посчитали делом принципиальным. В це­ лом же на заседании рыбохозяйственного совета была поддержана программа развития Северного бассейна, разработанная учеными области. Однако вскоре на свет родилась новая программа, подготовленная уже специалистами «Севрыбы». Называлась она «Кон­ цепция развития рыбной промышленности Северного бассейна». Прежде чем рассмот­ реть этот альтернативный вариант, давайте взглянем на саму «Севрыбу», как акционер­ ное общество, более внимательно. Необычная структура а) «Севрыба-1» Как известно, акционирование рыбодобывающих и перерабатывающих предпри­ ятий рыбного Мурмана повлекло за собой массу непредвиденных проблем. Первая из них - потеря управляемости отраслью в регионе, так как бассейновый принцип фактиче- * Нам бы «Севрыбу» прежнюю, «РМ» от 23 февраля 1996 года. РЫБНЫЙ МУРМАН в кавычках и без, ТОМ 2. © В.С.Георги. 2009

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz