Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».
76 предприятий, бассейновое объединение будет отвечать и за все последствия этих реше ний. Но пока что, в те 1985-1988 годы, партия и правительство, наоборот, призывали к расширению самостоятельности трудовых коллективов, к переводу производства на хоз расчетные рельсы. Во всяком случае на словах. Что же делать? Давайте попробуем спрогнозировать все возможные варианты, отталкиваясь от описанной в басне ситуации. Итак, мы можем: 1\ перенаправить усилия того или иного персонажа в нужную сторону \предложение Мунина\, но тогда рак, пятясь в противоположную от водоема сторону, погибнет, 2\ заставить животных тянуть воз с большим усердием \что предлагают директив ные документы партии и правительства\, но это, трезво рассуждая, желаемого результата не принесет, 3\ позвать на помощь других животных \ партнеру «со стороны» надо будет запла тить частью провозимой на возу продукции, пожертвовав интересами тех же щуки или рака\, 4\ облегчить-видоизменить конструкцию самого воза \новая структура «Севры- бы»\, но ведь тянем мы все равно в разные стороны! 5\ совсем бросить этот воз - а кому он, действительно, нужен? - и каждому зани маться присущим ему делом \рыночные отношения\. Вот, оказывается, сколько выходов-поворотов только в сюжете одной басни. А в жизни? Руководители предприятий надеялись, что переход на хозрасчет, вступление в силу Закона о госпредприятии наконец-то развяжет им руки. Особенно большие надежды возлагали на перестройку в Севрыбхолодфлоте, который изначально был призван доста вить выловленную рыбу с промысла. Но дефицит транспортов, увеличение дальности пе ревозок, привычно-потребительское отношение промысловиков к обслуживающему их «Севхолоду» лишь обостряли конфликт. Изыскивая внутренние резервы, экипажи транс портных рефрижераторов стали переводить на хозрасчет, внедрив прогрессивную систе му создания стабильных коллективов: одно судно - один экипаж. При этом увеличивалась численность команды за счет дополнительных смен и вахт, которые подменяли находя щихся в отпуске моряков основного экипажа. В промысловых районах создавались специ альные бригады по загрузке транспортов, а на судах оставались лишь те, кто нес вахты на переходах и швартовках. Чувствуя возросшее напряжение, моряки все жестче требовали: транспорт должен работать четко по плану, а за всякого рода дополнительные работы пусть расплачивается не экипаж, а непосредственный виновник непродуманных решений, то есть руководство флота. К штурвалу Севрыбхолодфлота в те годы пришел уже знакомый нам флагманский капитан А. Ф. Леванов. В своей книге «Пожнешь судьбу» он напишет впоследствии, что из- за дефицита самостоятельности многим благим намерениям так и не суждено было сбыться. ВРПО «Севрыба» четко дало понять, что не собирается ни в коей мере выпускать бразды правления из своих рук. Первым делом флот обязали заключить договоры с про мысловиками на весь объем заявленной к вывозу продукции \вот вам и вариант номер раз из нашей басни!\, без учета реальных возможностей транспортных судов. - В случае неувязок на нас должны были посыпаться штрафы, которые просто «со жрут» наши фонды социального развития, материального стимулирования, - вспоминает Леванов. - Но почему же матрос, по двенадцать часов работающий в промерзшем на сквозь трюме, должен своим рублем отвечать за то, что нет в «Севхолоде» достаточного количества транспортов?! К тому же заявки, поданные промысловыми флотами, намного превышали госзаказ. Составлены они были довольно приблизительно, что весьма затруд няло нам планирование. Но доводы наши в «Севрыбе» даже не выслушивались.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz