Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

73 честве представителя поставщика и активно влиять на покупательский спрос. Согласован­ ные цифры спроса и технические возможности флотов могут служить контрольными циф­ рами плана. При этом флот будет ловить то, что необходимо покупателю. В настоящее же время экипажи промысловых судов зачастую добывают некоторые породы не потому, что* эта рыба нужна, а чтобы хоть что-то ловить для производственных показателей флота. И далее Мельников отвечает на вопрос, каким образом нам переделать- модернизировать судовые рыбофабрики: - Конечно, проще всего ждать, когда будут заменены старые суда. Но этот процесс идет не так быстро, как хотелось бы. Есть и другой путь: капитальный ремонт судов дол­ жен обязательно включать полную модернизацию \ведь в переводе это - «обновление»\ технологического рыбообрабатывающего оборудования. А пока на наших траулерах главным «механизмом» остается его величество шкерочный нож. Недаром моряки горь­ ко шутят: «Наш главный резерв - научиться точить его с трех сторон!» Прав тралфлотовский экономист. Правы, очевидно, и его коллеги из других флотов Северного бассейна, выискивая узкие места на своих производствах, анализируя способы достижения тех или иных показателей, характеризующих работу предприятия. Хорошо это или плохо? Наивный вопрос, скажете вы. Но в том-то и беда, что плохо! Плохо, если ин­ тересы и показатели работы предприятий-смежников различны. Как объяснить, почему суда годами ожидают ремонта, а потом годами стоят у причалов судоверфи. Судоремонт­ ники же ходят в передовиках, выполняя и перевыполняя свои планы и обязательства. Они монополисты, они могут диктовать свои условия. А если поднять столь болезненную тему, как качество ремонта. Поначалу стали отказываться от услуг верфи промысловые флота, увеличивая часть ремонта, которую они производили своими силами. Потом «Севрыбхо- лодфлот» стал направлять транспортные рефрижераторы на зарубежные верфи. В конце концов настало время, когда мурманские судоремонтники просто остались без работы. В противостоянии «флот-судоверфь», на мой взгляд, есть что-то вечное, как любовь и ненависть, доброта и зависть. Здесь в своих обидах на судоремонтников флотоводцы выступали единым фронтом. Но существовала огромная разница в интересах самих фло­ тов, на стыках интересов рыбаков и работников других береговых предприятий, входящих во Всесоюзное рыбопромышленное объединение «Севрыба». Все они имели свои произ­ водственные планы и за их выполнение несли ответственность как перед ВРПО, так и пе­ ред Министерством рыбного хозяйства СССР. Разумеется, каждый коллектив стремился к выполнению данного ему плана по всем показателям. В противном случае урезались премии, следовали административные наказания. То есть план должен был быть выпол­ нен любой ценой, а чаще всего ценой забвения интересов смежников, а значит, и общего, конечного результата деятельности всей отрасли. Ведь в рыбной промышленности все предприятия тесно увязаны в единую технологическую цепочку: промысловый флот вы­ ловил рыбу, транспортный доставил ее в порт, портовики разгрузили судно, рыбокомби­ нат переработал. и т.д. И это лишь упрощенная, далеко не полная схема технологической цепи. У каждого ее звена свой план. И хотя он в основном увязан с планами других пред- приятий-смежников, но только в основном, а нередко и противоречит им. Получается, что договорные обязательства можно выполнить лишь в ущерб своим интересам. «Севрыбхолодфлот» Допустим, в силу каких-то объективных причин управление «Севрыбхолодфлот», выполняя план по большинству показателей, «заваливает» один - по выпуску пищевой * На стыке проблем, «РМ» от 14 февраля 1986 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz