Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

72 Через два месяца наш завотделом промрыболовства Толя Вилов, та самая «рабо­ чая лошадка», что везет весь воз работы десятка партсовпрофхозлидеров оргкомитета, подытожил сделанное. «Рыбный Мурман» за время этих Дней получил более четырехсот писем. Да, людей тревожили вопросы жилищные и коммунальные, судовая предотходная чехарда и сроки выплаты зарплаты, возможности отдохнуть в пансионате «Рыбак Заполя­ рья» и качество услуг Дома междурейсового отдыха. О проблемах организации производ­ ства, о столь казалось бы спорных моментах, как распределение премии по коэффициенту трудового участия - ни слова. Критике подвергся начальник отдела по организации труда и заработной платы тралфлота А. И. Горячев, который сообщил в редакцию: «Рассматри­ вать вопрос о развитии бригадной формы организации труда на флоте в ходе Дней от­ крытого письма на страницах еженедельника «Рыбный Мурман» преждевременно». На­ верное, он был прав - не просто преждевременно, но и несвоевременно, не актуально. Нет-нет, никто не возражал против коллективных форм организации труда. На флоте они существовали всегда. Но можно ли считать коллективом экипаж? Для этого необходимо как минимум постоянство определенного числа людей на конкретном судне. Но о каком постоянстве может идти речь, если в тралфлоте на многих траулерах за пятилетие смени­ лось по три-четыре капитана и столько же его помощников, а после каждого рейса меня­ ется от 30 до 70 процентов команды? Управленцам за выполнение даже годового плана спросить иногда не с кого, а что говорить о пятилетке? Вот и получается, что выполняют экипажи судов принятые неизвестно кем планы и неизвестно на что рассчитанные судо­ вые обязательства. А если говорить точнее - то просто работают люди в меру выпавших на их долю условий как погодно-промысловых, так и организационных. Мало-мальски думающий промысловик-практик смотрел вперед не с надеждой и уверенностью, а с тревогой и опасением. Да, мы имеем самый большой рыбодобываю­ щий флот в мире. Самые мощные, самые крупные, самые приспособленные для нор­ мальной жизни моряков траулеры, которые - самые низкопроизводительные. Более того, по некоторым позициям сегодняшние траулеры уступают вчерашним. Сравним БАТ и лю­ бой, теперь уже списанный БМРТ типа «Пушкин». Энерговооруженность увеличилась бо­ лее чем вдвое, на 15 человек стал многочисленней экипаж, а морозильные мощности возросли лишь на 20 тонн. И это еще не все. С момента постройки суда типа «Пушкин» имели две филетировочные линии производительностью 10-12 тонн. А БАТы создавались с учетом выработки филе и разделанной рыбы тресковых пород. Но при переориентации на облов массовых пород рыб им понадобилась новая рыборазделочная техника, которой наша промышленность оказалась не в состоянии оснастить траулеры. Вот и выходят суда с новостроя практически с пустой рыбофабрикой. Силами же флота задачу полной механи­ зации не решить. Для БАТа вылов в 120-150 тонн не проблема. Но что делать с этим уловом? Значит, или уменьшай, капитан, вылов, или морозь больше рыбы, но ведь тогда пойдут потери по качеству продукции. И в одном, и в другом случае экипаж в проигрыше. И основной при­ чиной тому - явное качественное отставание нашей судостроительной промышленности \речь идет о рыболовных судах\ и отсутствие современных машин и механизмов для пе­ реработки рыбы. За последние 20 лет на флот не поступило ни одной филетировочной линии, лучшей по производительности тех, которые выпускались в 1950-60-е годы! - Если говорить о планировании, то главным образом надо думать о реальности планов. И дело здесь не только в технических возможностях флота, а в той роли, которую должен играть покупательский спрос, - эту «штучную» по тем временам мысль высказал инженер ООТиЗ Мурманского тралфлота Д. Мельников. - Пока что сбытовые организации служат только своеобразной перевалочной базой продукции на ее пути от флотов \рыбокомбината\ до потребителя. Этого явно недостаточно. Они должны выступать в ка-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz