Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».
70 6. КОМУ ЧТО ВЫГОДНО? Итак, на нашем календаре вторая половина восьмидесятых годов ХХ века. Место действия - Северный рыбопромысловый бассейн. По указке «сверху» начата перестройка «снизу». Разговоры, разговоры, разговоры. По телевидению и в газетах, на кухнях и в партийных комитетах. В магазинах все дешево, но ничего нет. Оптимист планирует про вести летний отпуск с семьей на берегу Черного моря, пессимист закупает спички и соль. На производстве в почете экономисты и психологи, а политику предприятий вершат бух галтера и нормировщики. И все считают, читают, планируют. А рыбы нет. Просто обста новка в море изменилась, нечего стало ловить. Вроде еще вчера много было мойвы и креветки, которую научились сразу же продавать норвежцам. А нынче пусто. Треска и окунь стали попадаться, но это же крохи от былого изобилия! Надо бы дать рыбе нагу ляться, вырасти, отметать несколько поколений, чтобы снова заселить рыбные банки, да куда там: план жмет и гонит! А как вообще можно планировать стихийный процесс? А как его не планировать, как оставить в неведении о завтрашнем дне десятки тысяч мурман чан, как использовать мощнейший в мире за Полярным кругом рыбокомбинат и круп нейший рыбный порт, в какие промысловые квадраты направить гигантский рыбодобы вающий и приемотранспортный флот? Вопросы, вопросы, вопросы. А тут еще преслову тая экономическая самостоятельность предприятий, услышав о которой каждый началь ник печется лишь о собственной выгоде, то бишь об интересах своего коллектива. Да, в 1986 году недоловлено до плана значительное количество сардины, скум брии, окуня, мойвы, кальмара. Произошел сдвиг видового состава, потому что флот рас ставили так, чтобы выполнить задание по валу. Может, флотоводцы забыли об ассорти менте рыбопродукции? Скорее, это не забывчивость, а четко выработанная стратегия, на правленная на удовлетворение собственных интересов, не больше. Например, Мурман ский траловый флот свою работу полностью построил на криле, что дало ему более 10 миллионов рублей прибыли, позволило существенно улучшить финансовые показатели. Но планы полугодия по пищевой, товарной продукции с учетом поставок были сорваны. Более того, моряки вставили палки в колеса рыбокомбинату, у которого отставание по первому полугодию составило 20 миллионов рублей из-за отсутствия жиросодержащего сырья и полуфабриката. Возникли проблемы с реализацией мороженой и соленой сель ди, криля, потому что рыбаки проигнорировали решение совета директоров «Севрыбы» четко согласовывать с «Севрыбсбытом» выпуск сверхплановой продукции, пользующейся ограниченным спросом. Флот ловит и изготавливает то, что ему выгодно. Прежде чем продолжить свое повествование и поговорить более детально о про блемах того или иного предприятия, хочу подчеркнуть - я говорю с позиций, которые за нимал в те годы еженедельник «Рыбный Мурман». И некоторым событиям и явлениям даю свою, личностную оценку с высоты сегодняшних лет. Конечно, любая оценка субъек тивна. Капитан судна делает одни выводы, начальник флота другие, а руководитель Се верного бассейна - третьи. Но именно позиция редакции газеты, при относительной сво боде мнений ее авторов, все же, наверное, предпочтительнее, чем единичное мнение даже самого большого начальника. Траловый флот Летом 1985 года наша рыбацкая газета провела Дни открытого письма в траловом флоте. Эта модная тогда форма журналистской работы была призвана вызвать на откро венный разговор «широкие массы трудящихся». Создавался оргкомитет, в который обяза тельно входили представители партсовпрофхозэлиты и редактор издания с «рабочей ло шадкой» - журналистом, который, собственно, и организовывал-получал-отвечал на все письма-вопросы. Предлагались и примерные темы для разговора:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz