Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».
68 менее, с 1 января 1986 года начинается широкомасштабный эксперимент по переводу на новые условия хозяйствования всех производственных объединений и предприятий Ми нистерства рыбного хозяйства союзного подчинения. Задачи, как всегда, ставятся гранди озные: - нацелить трудовые коллективы на выпуск только той продукции \по объемам, ассортименту, качеству и срокам\, в которой нуждаются потребители, - коренным образом повысить качественные характеристики продукции, а также ее конкурентоспособность на мировом рынке, - существенно расширить права коллективов в планировании и хозяйственной дея тельности с одновременным усилением их ответственности за результаты работы, - повысить требовательность к органам хозяйственного управления, руководящим работникам всех уровней. Особое внимание уделяется выполнению обязательств по поставкам в соответст вии с заключенными договорами. Это условие становится основным в оценке конечных результатов деятельности предприятий, залогом их полнокровного социального развития. Выполнил полностью договорные обязательства перед потребителем - и твой фонд мате риального поощрения сразу увеличивается, например, на 15 процентов. Не выполнил - и пополняющий карман каждого работника фонд уменьшается на 3 процента за каждый процент невыполнения плана по товарной продукции с учетом обязательств по постав кам. Решили перейти и к пофакторному премированию, когда устанавливаются три са мостоятельных конкретных показателя премирования. Например, выполнение и перевы полнение плана по товарной продукции \опять-таки исходя из обязательств по поставкам, по ассортименту, по срокам и в соответствии с заключенными договорами/, по удельному весу продукции первого сорта в общем объеме производства, по росту прибыли. За каж дый из этих показателей устанавливается отдельное премирование \в случае успешного выполнения плана поставок по итогам года руководители предприятия могли получить премию в сумме двух месячных окладов\. Резко возрастали требования к качеству, вводилась повсеместная аттестация вы пускаемой продукции. На изделия высшей категории качества применялась надбавка к оптовой цене до 30 процентов, а низкое качество продукции опять-таки вело к уменьше нию фонда материального поощрения предприятия. Партия и правительство постановле нием ЦК КПСС и Совета Министров СССР обязывали руководителей рыбной отрасли «ак тивизировать работу по углублению внутрипроизводственного хозяйственного расчета, расширить практику создания укрупненных комплексных хозрасчетных бригад с оплатой труда работников по конечным результатам труда бригады». Плюс к тому расширялись полномочия трудовых коллективов в решении экономических и социальных вопросов, так как резко сокращалось число утверждаемых вышестоящими инстанциями показателей плана. Если до 1986 года до предприятия доводились около двадцати директивных зада ний, то в новых условиях - шесть-семь. Не утверждали «верхи» даже лимит численности персонала, фонд заработной платы, уровень производительности труда. Ограничивался объем отчетности. Расширялись права предприятий при материальном стимулировании работников, в деле использования средств фонда развития предприятия. В одном из интервью начальник отдела организации труда и заработной платы \ООТиЗ\ ВРПО «Севрыба» В. И. Кочкуркин сказал: - Есть опасения, что руководители предприятий могут не выдержать «испытания самостоятельностью». Не исключено, что отдельные руководящие работники видят в ус ловиях экономического эксперимента в первую очередь возможность личной матери-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz