Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».
671 ных и постперестроечных политиков: «надо потерпеть 2-3 года, а потом будет полегче». И вот уж второй десяток лет терпим, а лучше не становится. Потому что не терпеть и ждать надо, а упорно трудиться. А жизнь показала, что работать мы разучились, а может, просто не умели, как положено. Многие объясняют это тем, что не хотят работать за мизерную зарплату. Но ведь зарплата-то выросла, а отношение к работе ухудшается из года в год. Не мы ли на всех углах твердили, что наши рыбаки самые трудолюбивые, рейсы у них самые длинные, а условия на судах - самые тяжелые? Правда, я в это не верил, и были у меня на то веские доказательства. Вспоминаю, как до покупки специализированного гребешколо- ва «Скаллопер» мы в 1989 году совместно с фарерцами осваивали квоту гребешка, ис пользуя их судно, где экипаж был сборный. Руководители (капитан, стармех, мастер лова) - фарерцы, остальные моряки - русские. Оплата труда там была значительно выше, чем на российских судах. Однако наши моряки больше месяца не выдерживали, списывались в порт, так как темпы работы были заданы высокие, а требования - жесткие. И сразу вы яснилось кто чего стоит. - А взгляните на наших командиров, особенно механиков, - восклицает Леванов. - Раньше, когда я учился в мореходке, первая практика у механиков была слесарно токарная, на судоверфи. И в будущем те, кто ее проходил, уверенно работали на станках, установленных на судах в море. Найдите сегодня молодого выпускника механического факультета, который владеет навыками работы на токарных, слесарных, фрезерных стан ках. Ручаюсь, что обыщетесь, но безрезультатно. И получается, что командир зависит от токаря-слесаря. И это - закончив академию! Но ведь если мы воспитали специалиста, ко торый может дать ЦУ, но не в состоянии показать подчиненным, как «крутятся гайки», грош ему цена. Как правило, на судне, где ему доведется работать, запущены механизмы, не соблюдаются графики профосмотров и проверок, нередко выходят из строя системы и агрегаты. И, как следствие - летят на ветер, то бишь на ремонт, огромные суммы. Вот и получается, что из-за неграмотной эксплуатации механизмов, безответственности, пьянки «Севрыбхолодфлот» только в прошлом году потерял, по самым скромным подсчетам, около 3-4 миллионов долларов. А ведь эта сумма могла в два раза увеличить зарплату всему плавсоставу. Не изжиты пока элементарное воровство и продажа судового имущества. И осо бенно топлива, так как нормы расхода его занижены, что позволяет создавать излишки и при очередном его приеме за границей выписывать фиктивные накладные и получать на личные доллары. Чтобы пресечь это, мы вынуждены были послать в море специалистов, включая сотрудников академии, для обоснования научного подхода к нормам расхода топлива, а также обязали судовые комиссии осуществлять контроль за приемкой топлива. Ввели учет расхода судового снабжения, теперь все заносится в компьютеры и списание контролируется. Это дает возможность удерживать кое с кого деньги за перерасход, ведь можно поймать вора за руку. Сегодня весь флот трудится по контрактам, причем там оговорено, что разгильдяи и пьяницы отправляются домой за свой счет. Хорошая воспита тельная мера - жизнь уже показала это! Конечно, работать в столь четком режиме очень сложно, поэтому вписываются в него не все. Нам пришлось расстаться с иными капитана ми и главными механиками. Что ж, ищем замену в пароходствах - Мурманском или Бал тийском. Сейчас у нас на судах работают несколько механиков из Санкт-Петербурга и ка питанов из Мурманского пароходства. Так вот: уровень их подготовки на порядок выше нашего. И заметно выше уровень общей культуры. Все они практически владеют англий ским языком, без которого сейчас просто невозможно работать за границей. Еще один серьезнейший вопрос - аппарат управления. Его роль, ответственность и компетентность в управлении флотом. Работы тут непочатый край. Как заставить людей трудиться не «от и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz