Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

641 конкурентов у судоверфи не было. Но зато на рынке судоремонта действовала жесточай­ шая конкуренция: около двухсот мурманских фирм, мастерских, заводов предлагали за­ казчику сделать ремонт и быстрее, и дешевле. Хотя потом заказчик плачет и бежит на су­ доверфь с просьбой доделать начатое другими. Или машет на все рукой, думая, что раз Регистру судно предъявили, то ничего страшного, в море моряки сами разберутся, а де­ нежки сэкономили. Можно ли на примере судоверфи найти объяснение всему случившемуся? Мы го­ ворили о переоценке основных фондов предприятия, о том, что с суммы в 800 миллиар­ дов рублей теперь платятся налоги, начисляется амортизация. Очевидно боясь, что ино­ странцы на корню скупят все предприятия России, правительство стало ежегодно водить коэффициент удорожания основных фондов. Разумеется, увеличилась стоимость ремонта судна. Тем самым услуги судоверфи становятся неконкурентоспособными. - Начало печальной эпопеи положила нелепая организация самой приватизации, - пишет Инна Березюк. - Дали возможность банку «Еврокосмос» купить 46 процентов ак­ ций судоверфи, но не ограничили никакими законами возможные последствия этой по­ купки. Казалось бы, банк-собственник обязан заботиться о своем владении, вкладывать денежки в его расцвет. И держать ответ перед государством, если там что-то не так. Ни­ чуть не бывало: банк растаял в неизвестности, словно бы его и не было, а ответ перед ар­ битражным судом за состояние, близкое к банкротству, держит сама судоверфь. Вернемся к удорожанию основных фондов. Все мы знаем, что объемы судоремон­ та упали. Например, в былые годы краны на судоверфи еле успевали крутить длинными шеями на причалах. Теперь время их работы составляет не более 14 часов. в год! Но на­ лог на это имущество судоверфь платит ежемесячно. В свое время генеральный директор судоверфи умолял собственника - банк «Еврокосмос»: «Ну не нужно нам столько цехов, станков, кранов. Есть покупатели, давайте продадим!». Управляющая банком госпожа Ла­ зарева улыбалась: «Еще не время!». Понятно, что без ее согласия Храпов не мог ничего продать. Уже три года у судоверфи закрыт счет, открываются вторые счета, организуются дочерние фирмы, используются дичайшие формы бартера: за ремонт флоты расплачива- * ются рыбой, а верфь отдает эту рыбу для расчета за электроэнергию. Так или иначе, но судебное разбирательство началось. В принципе, подобные дела - лишь один из элементов рыночной экономики. И судоверфь должна будет пройти через арбитраж, чтобы сохранить за собой право использовать основные фонды предприятия. В. Е. Храпов оставался оптимистом, веря, что в рыбной отрасли или в добыче полезных ископаемых, в различных других направлениях хозяйственной деятельности судоверфь будет востребована. * Бей своих, чтобы чужие боялись, «РМ» от 20 сентября 1996 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz