Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».
635 производству, флоты не спешили возвращать долги. А если кредитор «взбрыкивал», шел на принцип и не ставил в ремонт очередное судно, то флотоводцы искали более уступчи вых партнеров, например, на военных заводах. Как говорится, прости-прощай, ухожу и оставляю-прощаю все свои долги! - Решительно не согласен с мнением, что у судоверфи нет будущего, - пишет В. Е. Храпов. - Многие предприниматели сейчас изыскивают капитал для развертывания про изводства. У нас же прекрасно организованное доковое хозяйство - одно из лучших по стране. Есть крепкие цеха - тяжеловатые и дороговатые по содержанию против западных облегченных конструкций, но они есть. Прекрасные причалы. А главное - есть коллектив профессионалов. Вот в интересах этих людей и задумываемся крепко о будущем. Пока никакой флот не собирается сворачиваться, так что с работой мы будем. Но надо четко рассчитать, в какой степени потребен флотам наш основной профиль производства. С до полнительным, остаточным принципом мы сегодня не можем мириться. Надо развивать мини-производства по электрорадиочасти, ковке металла, деревообработке, пластмас сам, электродам - у нас очень богатый набор. Мы ищем свободные ниши. Опробываем производство фильтров, вытяжной вентиляции, можем выпускать контейнеры для «Сев- морпути» и железной дороги. Если же флоты бассейна сочтут ненужным существование такого мощного судоремонтного производства, то мы должны и можем затратить средст ва, силы, трудовые ресурсы на полное перепрофилирование. Но это очень важный шаг, не в одиночку и не сгоряча он принимается. Тем более что затрагивается интерес тысяч лю дей, бассейна, отрасли. Надеюсь, что коллеги-руководители, переживая аналогичные превратности времени, не позволяют себе тонуть в сиюминутных проблемах выживания, а находят время думать о перспективе, и мы поможем друг другу в определении страте* гии будущего своих предприятий. Этот наивный расчет Вадимира Евгеньевича на помощь флотоводцев, конечно же, не оправдался. И все последующие выступления руководителя судоверфи на страницах «Рыбного Мурмана» уже не отличались оптимизмом. А в конце 1993-го Храпов пошел на отчаянный шаг, решив с 1 по 18 января нового года остановить производство на судовер фи. На мой взгляд, это прежде всего был демарш, так сказать, пропагандистский ход. О необходимости остановки предприятия было объявлено на совете директоров «Севры бы», объявлено заранее, чтобы успеть протрубить об этом во всех средствах массовой информации, чтобы выяснить, в конце концов, остались ли у флотов-партнеров хоть вос поминания о чувстве товарищества, хоть остатки столь редкого в условиях рынка анахро низма, как совесть. Конечно, судоверфь могла еще сколько-то тянуть, не останавливать работы. Год заканчивался не так уж плохо: отремонтировали 190 судов, из них 170 доко вых. Но фактически отремонтировали их в кредит, получив лишь заверения о скором рас чете. В результате ни один флот не остался без прибыли, а судоремонтники остались . с носом. И, придя на работу, рисковали обнаружить, что предприятие «отрезано» за долги от света, тепла, связи. Потому что судовладельцы должны были верфи 3,5 миллиарда рублей, а сама верфь задолжала рыбному порту за тепло, «Колэнерго» и «Россвязи» - и сидела «на картотеке», не выплачивая зарплату работникам, отпускные - отпускникам, расчетные деньги - уволенным. Снежный ком долгов, штрафных сумм и банковских про центов катился и рос на глазах. - Если разговоры руководителей флотов о собственных трудностях не блеф, то должны же мы остановиться и услышать друг друга и заставить услышать нас правитель ство страны, - взывает В. Е. Храпов. - Сегодняшнее решение об остановке судоверфи - * Мурманская судоверфь: была, есть и будет. «РМ» от 9 апреля 1993 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz