Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».
619 тива которой были все основания стать самостоятельным предприятием, но не получи лось. Дробление флота на дочерние предприятия - это ли панацея от всех бед? Да, «дочки» росли прямо на глазах. «Мурмансельдь» объединило наиболее рентабельный среднетоннажный флот, на несколько отрядов разбили БМРТ. Для чего все эти организа ционные перестройки? Кроме экономической целесообразности был и морально психологический аспект. В масштабах многотысячного коллектива нивелируется личность, всех загоняют в одно и то же прокрустово ложе: как бы ты ни работал - зарплата единая, каков бы ты ни был инициативный и энергичный - сиди и не высовывайся. А в небольшой структуре масса возможностей реализовать себя, показать, на что ты годишься. Вот по та кому курсу пошли в «Мурманрыбпроме»: от госпредприятия - к акционерному обществу, от него - к холдинговой компании. Но уж слишком много было на этом курсе подводных камней! - Смотрите, как ловко работает налоговая инспекция, как великолепно пользуется она нашей безграмотностью, - рассказывает Г. Р. Шаташвили. - Для нее подробно распи- V Ч/ I 1 сано, как сдирать шкуру с предприятий, а у нас никакой защиты нет. И, естественно, мы, как и все другие коллективы, вынуждены искать «обходы» законов. Ведь если бы наш ге неральный директор Л. С. Брейхман вслепую подчинился документу и ввез валюту в Рос сию, как это требовалось, наши суда давно стояли бы на рейдах иностранных портов, а моряки слали бы домой «приветы» оттуда. Если организационная неразбериха царствует в России - это одно, с этим еще как-то можно разобраться. Но за границей (а у нас весь почти флот там работает) без валюты ничего не решишь. И если для каких-то бюрократов так понадобился обязательный ввоз валюты в Россию, то для флота это было совершенно неприемлемо. Далее. Правительство разрешило нам 90 процентов валюты оставлять у себя. Но не дописало через запятую, как их расходовать предприятию: по своему усмотрению или привозить-увозить? Ведь мы же сначала послушались и привезли во Внешэкономбанк свою валюту. Потом три месяца искали концы и выяснили: мы получим ее, н о . в 2006-м году! Однако за нами бегают некие судари и просят продать им эту очередь. Предлагают заплатить аж 20 процентов! Выходит, наше дорогое государство кому-то дает возмож ность спекулировать, а трудяге-моряку в инпорту нельзя (не на что) банку пива купить? И наконец. Государство в результате приватизации продало нам предприятие. Почему мы в конце 1992-го и последующие годы должны расплачиваться за «грехи» предыдущих лет? Ах, правопреемники! Но - во имя чего? Разве, разорив дотла «Мурманрыбпром», «Сев рыбхолодфлот» и т. д., государство станет богаче? Спасти его может только создание, ук репление и расцвет таких флотов, как мы. Уникальная для «Мурманрыбпрома» ситуация сложилась в 1993-м году. При об щих затратах в 39 миллиардов рублей флот получил невиданную прибыль - 19 миллиар дов рублей. И это была не «дутая» прибыль, полученная в результате курсовой разницы рубля. Ну разве что миллиарда тр и . - Да, мы работали на пределе возможности, - уверяет Г. Р. Шаташвили. - И если где-то и ошиблись в какой-то из многочисленных бумаг, то не надо обвинять флот, его ру ководителей в злом умысле. Для того, чтобы утаить от государства миллиарды, надо было иметь на предприятии специальную группу хущников-грабителей. Возвращаясь к вопро су о требовании ввоза валюты, спрошу: почему правительство не хочет понять, что 70 процентов затрат флота - валютные затраты, что нельзя флоту уходить из Мирового океа- * Денег много - денег нет, «РМ» от 2 сентября 1994 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz