Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

619 тива которой были все основания стать самостоятельным предприятием, но не получи­ лось. Дробление флота на дочерние предприятия - это ли панацея от всех бед? Да, «дочки» росли прямо на глазах. «Мурмансельдь» объединило наиболее рентабельный среднетоннажный флот, на несколько отрядов разбили БМРТ. Для чего все эти организа­ ционные перестройки? Кроме экономической целесообразности был и морально­ психологический аспект. В масштабах многотысячного коллектива нивелируется личность, всех загоняют в одно и то же прокрустово ложе: как бы ты ни работал - зарплата единая, каков бы ты ни был инициативный и энергичный - сиди и не высовывайся. А в небольшой структуре масса возможностей реализовать себя, показать, на что ты годишься. Вот по та­ кому курсу пошли в «Мурманрыбпроме»: от госпредприятия - к акционерному обществу, от него - к холдинговой компании. Но уж слишком много было на этом курсе подводных камней! - Смотрите, как ловко работает налоговая инспекция, как великолепно пользуется она нашей безграмотностью, - рассказывает Г. Р. Шаташвили. - Для нее подробно распи- V Ч/ I 1 сано, как сдирать шкуру с предприятий, а у нас никакой защиты нет. И, естественно, мы, как и все другие коллективы, вынуждены искать «обходы» законов. Ведь если бы наш ге­ неральный директор Л. С. Брейхман вслепую подчинился документу и ввез валюту в Рос­ сию, как это требовалось, наши суда давно стояли бы на рейдах иностранных портов, а моряки слали бы домой «приветы» оттуда. Если организационная неразбериха царствует в России - это одно, с этим еще как-то можно разобраться. Но за границей (а у нас весь почти флот там работает) без валюты ничего не решишь. И если для каких-то бюрократов так понадобился обязательный ввоз валюты в Россию, то для флота это было совершенно неприемлемо. Далее. Правительство разрешило нам 90 процентов валюты оставлять у себя. Но не дописало через запятую, как их расходовать предприятию: по своему усмотрению или привозить-увозить? Ведь мы же сначала послушались и привезли во Внешэкономбанк свою валюту. Потом три месяца искали концы и выяснили: мы получим ее, н о . в 2006-м году! Однако за нами бегают некие судари и просят продать им эту очередь. Предлагают заплатить аж 20 процентов! Выходит, наше дорогое государство кому-то дает возмож­ ность спекулировать, а трудяге-моряку в инпорту нельзя (не на что) банку пива купить? И наконец. Государство в результате приватизации продало нам предприятие. Почему мы в конце 1992-го и последующие годы должны расплачиваться за «грехи» предыдущих лет? Ах, правопреемники! Но - во имя чего? Разве, разорив дотла «Мурманрыбпром», «Сев­ рыбхолодфлот» и т. д., государство станет богаче? Спасти его может только создание, ук­ репление и расцвет таких флотов, как мы. Уникальная для «Мурманрыбпрома» ситуация сложилась в 1993-м году. При об­ щих затратах в 39 миллиардов рублей флот получил невиданную прибыль - 19 миллиар­ дов рублей. И это была не «дутая» прибыль, полученная в результате курсовой разницы рубля. Ну разве что миллиарда тр и . - Да, мы работали на пределе возможности, - уверяет Г. Р. Шаташвили. - И если где-то и ошиблись в какой-то из многочисленных бумаг, то не надо обвинять флот, его ру­ ководителей в злом умысле. Для того, чтобы утаить от государства миллиарды, надо было иметь на предприятии специальную группу хущников-грабителей. Возвращаясь к вопро­ су о требовании ввоза валюты, спрошу: почему правительство не хочет понять, что 70 процентов затрат флота - валютные затраты, что нельзя флоту уходить из Мирового океа- * Денег много - денег нет, «РМ» от 2 сентября 1994 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz