Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

513 Траловый флот а) и. о. начальника Ю. Б. Прутков Первая встреча с читателями «Рыбного Мурмана» Юрия Борисовича Пруткова в новом качестве - и.о. начальника Мурманского тралового флота - состоялась в апреле 1992 года. Начиналась вторая четверть года, подводились итоги работы в первом кварта­ ле. Итоги эти были неутешительными и, можно сказать, парадоксальными. С одной сто­ роны - достаточно высокие производственные показатели, с другой - сложная экономи­ ческая и финансовая ситуация как в тралфлоте, так и у большинства предприятий. В целом на бассейне было выловлено 400 тысяч тонн рыбы, объем товарной про­ дукции составил 4 миллиарда 620 миллионов рублей, что в 7,3 раза больше прошлогод­ него. А вот что касается финансовых результатов, то тут ситуация противоположная: если рентабельность в «Севрыбе» в прошлом году составляла 30 процентов, то нынче только 10. В первом квартале наметился опережающий рост цен на материально-техническое снабжение по сравнению с ценами на рыбопродукцию. Это привело к тому, что в марте бассейн был на грани остановки - собственных оборотных средств недостаточно, а заем­ ных денег нет. Неплатежи предприятий рыбного Мурмана составляли около миллиарда рублей. В такой обстановке надо было сохранить основные фонды и людей, максимально использовать хорошую сырьевую базу. И добиться, чтобы был снят налог на добавленную стоимость на рыбопродукцию. То есть исключить из ее себестоимости затраты, связанные с объективными условиями Крайнего Севера. Так как коэффициент и полярки ложились на себестоимость продукции, то и оптовые цены на нее были выше, чем, скажем, на та­ кую же продукцию, выпущенную в Калининграде. Главной же проблемой бассейна было * повышение цен на топливо. Полная либерализация цен на топливо обрекало в целом рыбное хозяйство России на свертывание морского промысла наполовину, что повлечет * * ** за собой потерю около двух миллионов тонн пищевой рыбной продукции. - Мы завершили первый квартал с ростом по всем показателям. И можно бы гово­ рить о благополучии флота, будь у нас в стране стабильность цен, и если бы не висел над нами дамоклов меч повышения цен на энергоносители, - делится своими рассуждениями Ю. Б. Прутков. - Конечно, обвальный рост цен не позволит ни одному флоту перейти на рыночные отношения. Первая проблема: как сократить затраты? Как сэкономить топливо? Надо менять судовые силовые установки. Но для этого нужна мощная государственная программа, а ее нет. Следовательно, необходимо определить переходный период для флота, пока мы сможем осуществить реконструкцию судов. Мы проработали экономиче­ скую программу, предусмотрев деятельность на промысле только экономичных трауле­ ров. Что касается остальных судов, то, видимо, часть их придется поставить на отстой, часть сдать в аренду, отдать совместным предприятиям и т. д. Ясно, что, уменьшив количество судов, мы будем вынуждены сократить выпуск продукции. А вот этого никак нельзя допускать: мы - государственное предприятие и должны кормить народ. Конечно, куда проще решались бы все проблемы флота, будь к ним хоть минимальное внимание правительства. Его нет. Но флот все равно выживет. Во­ прос - в каком качестве и количестве? Сколько останется судов, которые смогут работать рентабельно? На каких породах рыб будем работать? И множество других вопросов, на которые в нынешней экстремальной ситуации нет однозначных ответов. Ясно одно: необ­ ходима консолидация, а не растаскивание флотов по разным сусекам. Нужен добрый, че- До развала - один шаг, «РМ» от 24 апреля 1992 года. Правительство не принимает энергичных мер, «РМ» от 24 апреля 1992 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz