Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

497 начисто отсутствуют инвестиции, то есть расширенное воспроизводство. Без жесткой цен­ тральной власти, программы, направленной на реформирование экономики, прибыли от роста цен едва хватает на повышение зарплаты. Без насыщения рынка товарами, при со­ кращении его из-за сворачивания производства, гиперинфляцию не удержать, точно так же, как и падение курса рубля. Потуги правительства, сделавшего залповые выбросы дол­ ларов на продажу, могут задержать рубль на определенном уровне на какой-то период времени, но потом последует катастрофическое его падение. Складывается впечатление, что на удушение госпредприятий, на которых работает свыше 90 процентов трудоспособного населения и выпускающих 95 процентов товарной массы, направлена и кредитная политика правительства. Государства рыночной экономи­ ки широко пользуются для управления, стимулирования промышленности кредитными ставками, но никогда не ограничивают кредит, особенно для тех отраслей, которые в дан­ ный момент или в перспективе имеют важное значение для всей экономики или населе­ ния. Процент на кредит устанавливается ниже среднего уровня, или совсем беспроцент­ ный. Могут быть и прямые дотации. Все рисковые отрасли, к ним относится и рыбная промышленность, дотируются из бюджета, как, например, в Канаде и Норвегии. А наше правительство решило оставить всех без дотаций и вовсе не давать кредитов. Просто не дам - и все. При отсутствии инфляции и ежемесячного повышения цен это можно было бы понять, но когда цены поднялись в 10, а то и в 100 раз и сумма кредита осталась на прежнем уровне, то даже при успешной работе предприятиям просто не будет хватать массы денег для нормального функционирования, взаиморасчетов между собой. Как ре­ зультат - все предприятия, при успешной работе, «сели на картотеку», иными словами, стали задолжниками по платежам. А если не платишь денег, не получаешь товар - топли­ во, тару и т.д. После чего обычно следует остановка предприятия. Немало доводов изложил Г. В. Тишков, иллюстрируя неправильность пути, вы­ бранного правительством. Что же делать? Продолжать бороться за предприятие, за бла­ госостояние людей, работающих на нем, или плюнуть на все и всех, перейти в частный бизнес и использовать свой ум, связи, энергию ради наживы и личного благополучия? Многие талантливые производственники все более и более склонялись ко второму пути. Они прекрасно понимали ситуацию и предлагали правительству ряд мер на переходный период. Во-первых, коренным образом изменить свое отношение к госсектору, хотя бы потому, что правительство является фактическим собственником средств производства и должно отвечать за их состояние и рациональное использование. Отвечать, пока не будет действенной приватизации госпредприятий, обеспечивающей развитие экономики и на­ сыщение рынка товарами. Во-вторых, при переходе к рыночной экономике неизбежно банкротство и закрытие отдельных предприятий, но это должно носить не обвальный ха­ рактер, а подконтрольный, более или менее управляемый, поскольку за этим стоят люди, их судьбы. В-третьих, надо разработать программу поддержки и развития ведущих отрас­ лей промышленности, в первую очередь - пищевой. Что же касается рыбной отрасли, то ей, чтобы сделать качественный скачок в рынок, необходима государственная программа, которая должна, кроме защиты от разбазаривания собственности и ресурсов морей, пре­ дусматривать прямое госфинансирование и привлечение иностранных инвестиций под гарантии Центробанка страны. - Должно состояться и структурное преобразование отрасли, - доказывал Г. В. Тишков. - На Северном бассейне из АРП «Севрыба», на мой взгляд, следует образовать холдинговую компанию, в которую будут входить все предприятия, занимающиеся рыб­ ным бизнесом, независимо от форм собственности (но контрольный пакет акций каждой фирмы должен принадлежать холдингу). Это позволит концентрировать финансы для ре­ шения проблем, общих для всех компаний или какой-нибудь одной, влияющей на работу

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz