Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».
436 сотрудники Института экономических проблем Кольского научного центра АН СССР А. Ва сильев и Ю. Куранов, первыми подняли тему и о возможных вариантах вхождения в ры ночные отношения рыбной промышленности в целом и Северного бассейна - в частности. К каким же выводам пришли ученые, на чем основывали свои умозаключения? - Закончился длительный период, можно сказать, целая эпоха, когда государство «пестовало» все и вся, и в том числе развитие рыбной промышленности на Севере, - пи шут А. Васильев и Ю. Куранов. - На финише этого периода имеется довольно весомый V л /— Ч/ Ч/ промышленный потенциал стоимостью около 3 млрд. рублей, самортизированный при мерно на 50 процентов и малоэффективный с экономической точки зрения. Рыбопромы словый флот бассейна, несмотря на то, что он на 80 процентов строился за рубежом, су щественно уступает лучшим мировым аналогам по производственным мощностям, по уровню механизации и автоматизации и по многим другим показателям эффективности, и лишь по удельной численности работающих мы являемся лидерами. Известно, что государство не было уж совсем бескорыстным, так как, поставляя флот и выделяя централизованные финансовые средства на эксплуатацию, оно забирало с предприятий средства на амортизацию и значительную часть прибыли (в последнее де сятилетие более двух третей ее). Расчеты по оптовым ценам в советских платежных сред ствах показывают, что в 1981-1989 годах общий объем средств, перечисленных в бюджет и централизованные фонды, примерно в два раза превышал полученные суммы (в разных формах). Несмотря на это у многих работников рыбной промышленности сформирова лось мнение о государстве (о министерстве), как о благодетеле. Обусловлено это, по на шему мнению, существующим порядком возмещения разницы между оптовыми и роз ничными ценами на рыбопродукцию, упоминавшейся выше «бесплатной» поставкой су дов, а в последнее десятилетие - выделением валютных средств на эксплуатационные расходы. В итоге к старту рыночных отношений рыбная промышленность подошла не * подготовленной психологически, с грузом серьезных финансовых проблем. Сделав столь серьезный вывод, ученые идут дальше, отмечая, что при существую щей структуре флота и видовом составе уловов самостоятельно заработать необходимую валюту рыбкам невозможно. Другой столь же сложной проблемой является воспроизвод ство основных фондов, а попросту говоря строительство новых судов, приобретение не обходимого оборудования. Эту проблему при сохранении нынешних экономических ус ловий «Севрыбе» также не решить. Так что дефицит финансовых средств может быть лик видирован лишь за счет помощи государства. Хотя многие специалисты надеются на сво бодные цены на рыботовары и на разгосударствление предприятий. Но этот путь нараба- тывания прибыли тупиковый и быстро себя исчерпает. - Дальнейшее развитие рыбной промышленности страны в целом и Северного бассейна в частности в значительной мере будет зависеть от политической ситуации, - делают свой основной вывод авторы газеты, как бы разводя руками: здесь экономистам делать нечего. Но рассмотреть различные варианты можно и нужно. - Если перестройка продолжится, то в ближайшее время грядет разгосударствление, и на базе пяти нынеш них флотских организаций будут созданы (наиболее вероятно) акционерные общества. При этом разгосударствление может пойти тремя путями: или будут продаваться обезли ченные акции предприятий, или определенные типы судов, или даже конкретные суда. Учитывая большую стоимость крупных добывающих судов (БАТов), судов типа «Иван Боч ков» и СТР типа «Орленок» и «Оболонь» и их низкую экономическую эффективность, це* Пути «Севрыбы» неисповедимы, «РМ» от 24 мая 1991 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz