Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».
424 грамму, в которой сообщалось, что экипаж получит валюту полностью. Кстати, несмотря на перевыполнение большинства показателей, команде причиталось всего лишь 22,5 процента валюты. Вот их-то и собирались получить полностью. Но в первый же день захо да в порт выяснилось: только по 100 долларов каждому. Капитан-директор Я. А. Лысый предложил экипажу самому решать, как быть. Да, все очень устали за 5,5 месяца тяжелого рейса. Да, все считали часы до долгожданной встречи с семьей. Но моряки твердо сказа ли: «Нет. Когда-то надо добиваться справедливости. Это - не забастовка. Мы не требуем увеличения каких-то благ, мы требуем свое кровное, заработанное». До вылета первой партии экипажа на Родину оставалось три дня . Обрати внимание, дорогой читатель, что, описывая назревающую кризисную си туацию, наш корреспондент практически не комментирует события, излагая только фак ты: - Валюты, зарабатываемой флотами, не хватает на ремонт судов и закупку снабже ния за границей, - заявил экипажу прибывший на борт траулера сотрудник представи тельства Минрыбхоза СССР В. А. Стрельбицкий. - 12 марта министерство было поставлено в известность, что правительство отказало в дотации. Стало быть, судовладельцам надо отзывать корабли в порт. У «Совинки» сейчас долг около 6,5 миллионов долларов. Что ка сается Брейхмана, думаю, это не обман, возможно, деньги, перечисленные им, еще «не вышли» из Внешэкономбанка. Далее Стрельбицкий рассказал об обстановке в Перу, о холере, о материальных трудностях. И уехал. Моряки разбрелись по судну. Рвались домой, а т у т . Но и лететь - значит признать свое бессилие, готовность вкалывать на любых условиях. В тот же день получили радиограмму от капитана-директора В. В. Конева: «Ввиду отказа объединения «Мурманрыбпром» выполнить свои обязательства в отношении выплаты экипажам зара ботанной инвалюты, экипаж БМРТ «Леонид Иванов» отказывается от вылета в СССР до получения валюты. Подписались под протоколом 70 человек». Наконец, приходит долго жданная радиограмма от Брейхмана: «В соответствии с потребностями объединения в валюте для покрытия выплаты валюты экипажам принято решение на правительственном уровне о выделении на второй квартал текущего года двух миллионов инвалютных рублей. Фактически в связи с отсутст вием средств во Внешэкономбанке СССР данное решение осталось на бумаге. Поскольку решение о выплате инвалюты экипажам в размере, предусмотренном в коллективном договоре, в этой ситуации выходит за пределы компетенции администрации, вины руко водства объединения нет. С появлением возможности экипажам будет незамедлительно произведена доплата валюты до уровня, предусмотренного коллективным договором. Просим воздержаться от нарушения закона о порядке разрешения коллективных трудо вых споров (конфликтов), в противном случае все убытки объединения в случае невылета экипажа будут возложены на виновных». Эту радиограмму капитан Я. А. Лысый зачитал на очередном общем собрании. Мо ряки недоумевали: какие трудовые споры? Требуем свое, заработанное. Почему угрозы? Однако остались при своем твердом решении - не вылетать. - На Якова Александровича в те дни больно было смотреть, - пишет Инна Березюк о капитане БМРТ «Виктор Стрельцов». - Это был в его жизни первый капитанский рейс. Рыбалка не ладилась (у всех она не ладилась), серьезные поломки механизмов, усталость. А тут такое. Тем временем о «мятежном» экипаже узнали на промысле, а поскольку это беда общая, равнодушных не оказалось. Радиограммы поддержки шли потоком. Ситуа ция грозила стать очень похожей на шахтерскую. Что это означало бы для страны, пред ставить не трудно: лишить голодающий народ еще и рыбы. Только не надо обвинять мо ряков в эгоизме и меркантильности. Район ЮВТО стал бесперспективным, старые тихо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz