Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

406 и пинали, что, мол, не так мы сделали, самодеятельность развели. Люди не хотят понять, что для нас вопрос размещения судов, особенно крупнотоннажных, проблема из про­ блем. И если раньше эти вопросы решались на межправительственном уровне, то теперь все решаем сами. Хотя, замечу, за многие переговоры Минрыбхоза мы до сих пор расхле­ бываемся. Например, в Перу наш БМРТ «Каракумы» до сих пор стоит заложником. В Южной Америке вообще очень рискованный бизнес. Он похож на тот, что развивается в нашей стране: непредсказуемость, возможность вертеть законами как вздумается, по­ скольку их мало кто соблюдает. Многие наши бизнесмены скатываются на позиции лати­ ноамериканских коллег: необязательность, непредсказуемость и т.п. Поэтому западные фирмы весьма осторожны при заключении контрактов с нами. Их менеджеры сначала до­ говариваются, какую продукцию они будут поставлять, гарантируют себе покупателя и только потом организуют производство. Раз мы влезаем в их рынок, должны работать по их законам. А главное для тралфлота в наступающем 1992-м году - зарабатывание валю­ ты . (Прервем рассказ флотоводца, чтобы вспомнить, что во главу угла ставил еще в на­ чале года руководитель «Севрыбхолодфлота» А. Ф. Леванов. Да-да, именно валюту, кото­ рую можно заработать, лишь будучи коммерсантом. Теперь к этому пришел и начальник тралфлота. Любопытно проследить, как от интервью к интервью меняется отношение Тишкова к конечной цели производства, а если говорить точнее - к результатам и смыслу своей работы. Это немудрено в революционные дни и месяцы переломного 1991-го года. Переоценка будет происходить и дальше, по мере продвижения страны к рынку, к капи­ тализму, главной целью которого (вспомним К. Маркса) является получение добавочной стоимости, а никак не благополучие людей. - От автора.) - .зарабатывание валюты. И только валюты. Иначе все наши планы рухнут. Сего­ дня нужно качество, даже в ущерб количеству. Только с качественной продукцией мы можем торговать на мировом рынке. Придется, видимо, уменьшить плановые задания для судов, установить только план по валютной выручке и определенный процент от нее отдавать экипажам. - Стало быть, вы страну оставляете без рыбы? - спрашивает в лоб экономический обозреватель «Рыбного Мурмана» Инна Березюк. - Так, понимаете ли, ни один западный бизнесмен не ставит перед собой задачу накормить Родину или страну, - отвечает, полуоправдываясь, Тишков. - И я считаю, это просто красивые слова. Давайте порассуждаем: тралфлот - 13 тысяч человек, у каждого семья - возьмем по минимуму - жена и ребенок. Умножаем на три. Значит, моя задача - накормить, одеть-обуть 40 тысяч человек. Разве этого мало? Я думаю, если каждый руко­ водитель сможет материально обеспечить «своих» работников и их семьи, это и будет сверхзадачей. Деньги, деньги. Мы порой не учитываем их роли. В сбербанке нам дают 1,5 или 5 процентов. А ставка кредита на Западе - до 12 процентов. И до сего дня нашими процен­ тами пользуется кто-то, а мы их не видим. Вот смотрите: заключили мы контракт на про­ дажу рыбы, продали. Оплата производится в течение двух недель - месяца. А на наш счет во Внешэкономбанке деньги поступают через полгода. Где они гуляют все это время? И поступают без процентов. Представляете, как некоторые ребята греют руки на наших деньгах! И не только «Соврыбфлот», но и различные СП, созданные «Соврыбфлотом». Плановое хозяйство - мечта любого бизнесмена. Он набирает портфель заказов, заклю­ чает договоры и дает скидку. А где эта скидка? Мы платим так, как договорился «Соврыб­ флот», да еще за кредит процентов двадцать. А о скидке и слыхом не слыхивали. Мы не спорим: государству нужна валюта. Так пусть бы брали с нас определенный процент с ка-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz