Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

38 нимался из машинного отделения. Поломки следовали одна за другой, и капитан А. И. Улатов каждый раз вместо «доброе утро» спрашивал «деда»: - Ну что еще случилось, Иваныч? Плавбаза «Сергей Василисин» давно требовала капитального ремонта. Однажды дошло до анекдота: на судно пересели киношники, чтобы на рабочем месте заснять пе­ редовиков \а они того стоят!\, но не смогли подключить свои «юпитеры» - обесточили все судно... Вот и получается, что для достижения нормативных показателей в работу экипажа должен быть запланирован аврал. Как ни парадоксально это звучит. Только постоянные подвахты могут компенсировать простой технологического оборудования, тех машин, что призваны улучшить и облегчить ручной труд. Нет спору, что многое зависит от отношения людей к порученному делу, что в этом кроется один из серьезных резервов производства, так называемый человеческий фактор. Но ведь на рекорде плана не сделаешь. Рекорд только тогда станет нормой, когда будет подкреплен надежной работой механизмов, ко­ гда поведет за собой других, поможет отстающим выявить резервы. Вот тогда уже можно говорить не об исправлении чужих огрехов, а о творческом, плодотворном, возвышаю­ щем человека труде. Да, рекорд рекорду рознь. И очень обидно, когда самоотверженный и физически тяжелый труд в море нивелировался просчетами береговых служб. Как случилось на плавбазе «Полярная звезда», где рыбообработчики Ринат Закиров и Владимир Бородин закатали за шесть часов 20 бочек мойвы - это рекордный показатель за все путины мур­ манчан. Но оказалось, что при действующих экономических показателях работы экипажу подобные рекорды просто-напросто . не выгодны. Моряки получают 40 процентов пре­ мии за сверхплановый выпуск пресервов и 20 процентов - за сверхплановую морозку пи­ щевой продукции. На безрыбье \на промысле такие периоды не редкость\ морякам при­ ходится вырабатывать пресервы из дефростированного сырья, то есть «съедать» свою же работу, те 20 процентов премии за заморозку. И в план «съеденные» тонны не идут. Ме­ лочь? Да как сказать. В 1983-м году «Полярная звезда» работала на дефростированной мойве около трех месяцев, израсходовав свыше двух с половиной тысяч тонн рыбопро­ дукции, которые в целом для флота оказались «даровыми». И это не только отразилось на сумме выплаченной морякам премии, но и на моральном настрое экипажа. Надо ли гор­ батиться за пять рублей, если два с полтиной уже в кармане? Вот и следуй после этого за рекордсменами Закировым и Бородиным. Экономический эгоизм Ты еще не устал, дорогой читатель, от всех этих заметов и рекордов, ремонтах и тоннах? А мне, листая подшивки «Рыбного Мурмана», что-то взгрустнулось. Уже не меж­ ду строк проблемного материала, а напрямую авторы газеты стали открыто говорить о том, что все это социалистическое соревнование под девизом «Берег - промыслу, промы­ сел - берегу!» не что иное, как фиговый листок, прикрывающий выпирающие «безобра­ зия» и нестыковки рыбацкого конвейера. Мы, журналисты, это прекрасно понимали, но даже в конце 1985 года время еще не подошло скинуть картонные доспехи, снять с каж­ дого конкретного производственного конфликта позолоченную шелуху «договора 14-ти». Помню, как на редакционной летучке обсуждали подготовку газетного разворота под об­ щей шапкой «Северному рыбацкому конвейеру - ударные стахановские темпы!» О чем писать-то, спрашивали мы редактора, ведь ничего, кроме общих фраз, в этом договоре нет. Взять одну из строк соцобязательств одного из коллективов и раскрыть ее на кон­ кретных примерах? И так со всеми 14-ю участниками? Что ж, это не трудно. Но скучно -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz