Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

34 Каюта помполита обычно находится на «Пяти углах» - так мурманчане называют главную площадь своего города, так и моряки плавбаз назвали небольшой пятачок палу­ бы рядом с ленинской комнатой и залом-столовой рядового состава. Пятачок, переборки которого заняты экранами показателей работы экипажа и другими оперативными сооб­ щениями. Дверь в каюту комиссара открыта круглосуточно: в любой час сюда можно прийти с предложением или просьбой, попробовать разобраться в сути только наметив­ шегося конфликта, просто поговорить по душам. В изолированном рыбацком коллективе, даже таком большом, как на плавбазе, это порой жизненно необходимо. Специализированные суда, к которым относится и «Полярная звезда», на флоте считались кузницей кадров. Переоборудованные под производство пресервов в мелкой расфасовке, они были незаменимы на мойвенных путинах. На стабильность экипажей влияли как бы два подводных течения. Отток - за счет большого количества новичков, ко­ торые и попадали в первую очередь на эти невизированные суда, работающие только в Баренцевом море. Ведь молодому моряку хочется посмотреть мир, обогнуть «шарик» - с таким настроем и заработком не прельстишься, когда визу откроют. И приток - именно заработок \в иной рейс в два раза больше, чем у моряков неспециализированных плав- баз\ являлся причиной другого, встречного течения в деле формирования экипажей. Ко­ мандный состав, при 70-80-процентной сменяемости рядового, в основном был постоян­ ный. Им, «старичкам», и приходилось каждый раз обучать новичков работе на напичкан­ ной различным оборудованием рыбофабрике. Да и само оборудование требовало посто­ янного ремонта. Вот и этот рейс «Полярная звезда» начала с переделок: на морозильных линиях поменяли оттаячные камеры, усовершенствовали транспортеры на фасовке рыбы, по-своему наладили упаковку готовой продукции, в пресервном цехе переделали участок мойки и сушки банок. Но все равно, как только пошла мойва - «не пошли» дорогостоящие станки по разделке рыбы на тушку. Пришлось разделывать на старых ИРАх, которые об­ служивают 24 человека. Труд ручной, безрадостный. Большие надежды возлагали моряки на севтехрыбпромовскую машину Озерова, которая уже прошла обкатку в море и заслу­ жила уважение обработчиков. Достаточно трех таких машин, и можно думать о переходе рыбофабрики плавбазы на нормальный восьмичасовой рабочий день. Но не тут-то было - на «Полярной звезде» люди работали по 14 часов в сутки. Ребята молодые, крепкие - выдерживали. «Но все равно тяжеловато, - вздыхает капитан-директор базы А.И. Чури- * лов . - Матросы даже в кино не ходят - устают, особенно в начале рейса». За неделю-другую пребывания на флагманской плавбазе я уже привык, что если капитана нет на ходовом мостике, значит, ищи его в трюме, на фабрике. Там он знал всех матросов по именам. Сменив форменный китель с капитанскими шевронами на скром­ ную синюю куртку, из-под которой всегда виднелась свежая белая рубашка с галстуком, Александр Иванович четко отслеживал производственный процесс. С нескрываемой обидой он рассказывал мне, что, испытывая эту самую машину Озерова, конструкторы в общем-то добились своего. Не смогли только наладить обрезку хвостов. И тогда обрати* ЧУРИЛОВ Александр Иванович \1932-1994\, капитан транспортных и рефриже­ раторных судов Севрыбхолодфлота. Родился в Чкаловской \Оренбургской\ области. Окончил Мурманское высшее морское училище \1957\, ходил в море третьим, вторым, старшим помощником капитана на судах тралфлота. С 1965 года капитан-директор на плавбазах Севрыбхолодфлота. В 1991 флот учредил повышенную стипендию имени капитана Чурилова курсантам и студентам-отличникам, направленным на обучение от предприятий в учебные заведения морского профиля. Умер и похоронен в Мурман­ ске.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz