Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».
34 Каюта помполита обычно находится на «Пяти углах» - так мурманчане называют главную площадь своего города, так и моряки плавбаз назвали небольшой пятачок палу бы рядом с ленинской комнатой и залом-столовой рядового состава. Пятачок, переборки которого заняты экранами показателей работы экипажа и другими оперативными сооб щениями. Дверь в каюту комиссара открыта круглосуточно: в любой час сюда можно прийти с предложением или просьбой, попробовать разобраться в сути только наметив шегося конфликта, просто поговорить по душам. В изолированном рыбацком коллективе, даже таком большом, как на плавбазе, это порой жизненно необходимо. Специализированные суда, к которым относится и «Полярная звезда», на флоте считались кузницей кадров. Переоборудованные под производство пресервов в мелкой расфасовке, они были незаменимы на мойвенных путинах. На стабильность экипажей влияли как бы два подводных течения. Отток - за счет большого количества новичков, ко торые и попадали в первую очередь на эти невизированные суда, работающие только в Баренцевом море. Ведь молодому моряку хочется посмотреть мир, обогнуть «шарик» - с таким настроем и заработком не прельстишься, когда визу откроют. И приток - именно заработок \в иной рейс в два раза больше, чем у моряков неспециализированных плав- баз\ являлся причиной другого, встречного течения в деле формирования экипажей. Ко мандный состав, при 70-80-процентной сменяемости рядового, в основном был постоян ный. Им, «старичкам», и приходилось каждый раз обучать новичков работе на напичкан ной различным оборудованием рыбофабрике. Да и само оборудование требовало посто янного ремонта. Вот и этот рейс «Полярная звезда» начала с переделок: на морозильных линиях поменяли оттаячные камеры, усовершенствовали транспортеры на фасовке рыбы, по-своему наладили упаковку готовой продукции, в пресервном цехе переделали участок мойки и сушки банок. Но все равно, как только пошла мойва - «не пошли» дорогостоящие станки по разделке рыбы на тушку. Пришлось разделывать на старых ИРАх, которые об служивают 24 человека. Труд ручной, безрадостный. Большие надежды возлагали моряки на севтехрыбпромовскую машину Озерова, которая уже прошла обкатку в море и заслу жила уважение обработчиков. Достаточно трех таких машин, и можно думать о переходе рыбофабрики плавбазы на нормальный восьмичасовой рабочий день. Но не тут-то было - на «Полярной звезде» люди работали по 14 часов в сутки. Ребята молодые, крепкие - выдерживали. «Но все равно тяжеловато, - вздыхает капитан-директор базы А.И. Чури- * лов . - Матросы даже в кино не ходят - устают, особенно в начале рейса». За неделю-другую пребывания на флагманской плавбазе я уже привык, что если капитана нет на ходовом мостике, значит, ищи его в трюме, на фабрике. Там он знал всех матросов по именам. Сменив форменный китель с капитанскими шевронами на скром ную синюю куртку, из-под которой всегда виднелась свежая белая рубашка с галстуком, Александр Иванович четко отслеживал производственный процесс. С нескрываемой обидой он рассказывал мне, что, испытывая эту самую машину Озерова, конструкторы в общем-то добились своего. Не смогли только наладить обрезку хвостов. И тогда обрати* ЧУРИЛОВ Александр Иванович \1932-1994\, капитан транспортных и рефриже раторных судов Севрыбхолодфлота. Родился в Чкаловской \Оренбургской\ области. Окончил Мурманское высшее морское училище \1957\, ходил в море третьим, вторым, старшим помощником капитана на судах тралфлота. С 1965 года капитан-директор на плавбазах Севрыбхолодфлота. В 1991 флот учредил повышенную стипендию имени капитана Чурилова курсантам и студентам-отличникам, направленным на обучение от предприятий в учебные заведения морского профиля. Умер и похоронен в Мурман ске.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz