Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983-апрель 2000) [Электронный ресурс] : иллюстрированные документально-публицистические хроники : в 2 томах. Т. 1 / Георги Виктор Сергеевич. - Петрозаводск : [б. и.], 2007. - Электрон. версия двухтомника, основанного на фактич. материалах газ. «Рыбный Мурман».

330 Петр Болычев Информационным поводом для статьи стали радиограммы с моря, в которых зву­ чали требования оградить установленную правительством выплату морякам инвалюты в размере 33-х процентов должностного оклада от попыток Минрыбхоза установить вы­ плату валюты дифференцированно от результатов работы того или иного судна. Опытные капитаны знали, что инвалюта по существующему положению выплачивается в виде ком­ пенсации за отсутствие полноценного отдыха в морских условиях, а не по статье повре- W I л W менно-премиальной оплаты труда. И в середине, а также в конце полугодовых рейсов экипаж обязательно делал заходы в иностранный порт. Хотя, как язвительно подмечает Болычев, «суда «Севрыбхолодфлота» уже несколько раз заходили в Бостон, но еще ни один советский рыбак не посетил концерт знаменитого Бостонского симфонического ор­ кестра». И далее журналист пишет: - Что скрывать, испокон века наши рыбаки на свою заработанную валюту покупали и везли в Союз семье и на продажу то коврики с арабом, умыкающим на горячем скакуне пышнотелую блондинку, то нейлоновые рубашки и плащи «болонья», то мохер и джинсы. Это была часть их законного заработка, но тогда еще не самая существенная. А как сей­ час? Картина разительно изменилась. Во-первых, валюты теперь платят больше, во- вторых, введены новые таможенные правила, и в портовые города страны хлынул поток подержанных авто иностранных марок. Кто-то везет их себе, кто-то на продажу \самая «модная» цена на импортный автомобиль - 20 тысяч рублей\. Есть еще чеки ВТБ, за полу­ годовой рейс капитан их получает около 500 \цена на «черном» рынке известна - 20-25 рублей за чек\. Таким образом, за рейс предприимчивый капитан может помимо зарпла­ ты выручить 30 тысяч рублей. Это, извините, уже в несколько раз больше официального вознаграждения за выполнение плана. Далее Петр Болычев приводит пример, как два промысловых экипажа, находясь в одном районе промысла и в одно время, по-разному сработали, что и отразилось на зар­ плате рыбаков. Заработок матроса на отстающем траулере составил 1059 рублей, то на передовом - 1253. Разница небольшая, а вот валюту получили все одинаково. Валюту, ко­ торая выплачивается независимо от производственного успеха или провала, которая не стимулирует повышения производительности труда, а является гарантированным, причем основным, доходом. Конечно же, не все моряки записались в коробейники, но очень мно­ гие плюс к тому продают за рубежом часы и фотоаппараты и везут-везут на родину им­ портный дефицит: колготки, косметику, машины, радиотехнику, компьютеры. Наш изго

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz